Воскресенье, 05.05.2024, 01:02
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель - логопед » советы педагогам

Развитие диалогической речи ребенка / А.В.Канашенок

Диалогическая речь — это форма (тип) речи, состоящая из обмена репликами-высказываниями между несколькими участниками разговора (беседы, дискуссии, спора и т.п.).

Нередко ребенку бывает трудно изложить свои мысли последовательно, связно, даже при ответе на вопрос, а что говорить уже о пересказе, где априори должны прослеживаться причинно-следственные связи в предложении.

Что же делать? Как же педагогу помочь ребенку? Просто больше разговаривать с детьми, спрашивать их о чём – нибудь, или, развивать их связную монологическую речь путем многократной дрессировки. Нет!

Ни для кого не секрет, что игра ведущая деятельность в дошкольном детстве. Поэтому предлагаю перечень увлекательных и весьма нетрудных игр для развития диалогической речи ребёнка.

«Да и нет»

Цели: знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал: семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Ход игры:

Предметы раскладываются на столе.

Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».

Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

- Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят?

- Его надевают на тело?

- Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с ...? - Он круглый? Он коричневый? И т.п.

Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета - к его расположению — к выяснению внешних признаков, лишь затем назвать отгадку.

«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».

Вариант игры.

Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

«Клубочек»

Цель: формирование позитивно-личностного отношения в общении.

Ход игры:

Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры. Например: «Как тебя зовут?», «Хочешь ли ты со мной дружить?», «Что ты любишь?», «Чего боишься?» и другие. Тот, кто ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге.

         Примечание. Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

 

«Что слышишь в слове?»

Цели: обогатить словарный запас; научить чувствовать слово, развить воображение.

Ход игры:

Взрослый произносит какое-нибудь слово, например, «БАКЛУША», спрашивает у ребят: «Что вы слышите в Слове?», «Что оно может означать?».

Примечание. Слово пропевается, чётко произносится с хлопками, простукиванием, прошёптыванием и т.д. После этого ребёнок должен сказать своё мнение относительно данного слова.

Например: «Баклуша – добрая тётя, которая торгует вкусными пирожками».

«Баклуша – бак для бензина».

«Баклуша – бабушка Красной Шапочки».

 

«Устный кроссворд»

Цели: обогатить словарный запас; помочь в развитии логического мышления; научить правильно задавать вопросы и давать конкретные ответы и определения словам; развить фонематический слух.

Ход игры:

Ведущий загадывает слово, например, «земля», но вслух не произносит. Называет первую букву. Участники игры, чтобы угадать слово, задают примерно такие вопросы Ведущему:

- Это та, которая больно кусает?

- Нет, это не змея.

- Это то место, где живем все мы?

- Да, это земля.

Примечание. Если ведущий не может угадать, то о чём его спрашивают, он должен назвать вторую букву слова.

 

«Вежливый ручеёк»

Цель: гармонизация отношений в общении детей, воспитание доброжелательных, вежливых отношений друг с другом.

Ход игры:

Ребята стоят парами, взявшись за руки, водящий проходит по «ручейку» и дарит вежливое приглашение тому, кого он выбирает: «разрешите пригласить», «будьте добры» и т.п.

Оставшийся без пары игрок называет слово со звуком [C] и т.п.

 

 

«Звонок в поликлинику»

Цели: развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.

Ход игры:

1. Беседа.

- К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?

- Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному. Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.

 

2. Демонстрация вызова врача.

- Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?

- Да. Здравствуйте.

- Я бы хотела вызвать врача на дом.

- Что случилось?

- Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель.

- Нет ли насморка и головной боли?

- Нет, только кашель.

- Имя, фамилия девочки? Возраст?

- Ваш адрес?

- Наш адрес...

- Врач придет во второй половине дня.

- Спасибо. До свидания.

- Всего доброго.

3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.

Примечание. Можно позвонить в цирк, зоопарк, на работу маме/папе.

 

 

 

«За что спасибо?»

Цель: дать детям представление о значении развернутых фраз речевого этикета, образец «развертывания».

Ход игры:

В детском саду появилась ужасно любопытная обезьянка. Позавтракает ребенок, скажет «спасибо», а обезьянка тут как тут:

- А спасибо кому? – спрашивает она.

- Марии Ивановне.

- А спасибо за что? – не унимается обезьянка.

- За то, что нас завтраком накормила.

Собираются дети на прогулку, друг другу помогают, за помощь благодарят. А обезьянка опять:

- А спасибо кому?

- Маше, - отвечает Катя.

- А спасибо за что?

- За то, что шарф помогла завязать.

Примечание. Когда ребята научаться отвечать на вопросы обезьянки без обезьянки, можно придумать историю её исчезновения.

Дети обезьянку полюбили, но ее вопросы ребятам надоели. И вот что дети придумали.

Вернулись они с прогулки, раздеваются, а обезьянка на шкафу сидит, детей поджидает.

Люда помогла Жене пуговицу на шубе расстегнуть, а он ей:

- Спасибо тебе, Люда. Я бы эту пуговицу сам не смог расстегнуть.

Обезьянка рот открыла, а спросить-то не о чем. Стали дети обедать. После еды говорят:

- Спасибо, Мария Ивановна, за вкусный обед.

- Спасибо, Мария Ивановна, борщ был очень-очень вкусный.

- Спасибо, Мария Ивановна, за заботу о нас.

Обезьянка только моргает от удивления. 

 

 

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (08.05.2020)
Просмотров: 212 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]