Главная » Статьи » Учитель - логопед » советы педагогам |
Диалогическая речь — это форма (тип) речи, состоящая из обмена репликами-высказываниями между несколькими участниками разговора (беседы, дискуссии, спора и т.п.). Нередко ребенку бывает трудно изложить свои мысли последовательно, связно, даже при ответе на вопрос, а что говорить уже о пересказе, где априори должны прослеживаться причинно-следственные связи в предложении. Что же делать? Как же педагогу помочь ребенку? Просто больше разговаривать с детьми, спрашивать их о чём – нибудь, или, развивать их связную монологическую речь путем многократной дрессировки. Нет! Ни для кого не секрет, что игра ведущая деятельность в дошкольном детстве. Поэтому предлагаю перечень увлекательных и весьма нетрудных игр для развития диалогической речи ребёнка. «Да и нет» Цели: знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Материал: семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда. Ход игры: Предметы раскладываются на столе. Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?». Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы. - Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят? - Его надевают на тело? - Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с ...? - Он круглый? Он коричневый? И т.п. Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета - к его расположению — к выяснению внешних признаков, лишь затем назвать отгадку. «А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы». Вариант игры. Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов. «Клубочек» Цель: формирование позитивно-личностного отношения в общении. Ход игры: Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры. Например: «Как тебя зовут?», «Хочешь ли ты со мной дружить?», «Что ты любишь?», «Чего боишься?» и другие. Тот, кто ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге. Примечание. Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
«Что слышишь в слове?» Цели: обогатить словарный запас; научить чувствовать слово, развить воображение. Ход игры: Взрослый произносит какое-нибудь слово, например, «БАКЛУША», спрашивает у ребят: «Что вы слышите в Слове?», «Что оно может означать?». Примечание. Слово пропевается, чётко произносится с хлопками, простукиванием, прошёптыванием и т.д. После этого ребёнок должен сказать своё мнение относительно данного слова. Например: «Баклуша – добрая тётя, которая торгует вкусными пирожками». «Баклуша – бак для бензина». «Баклуша – бабушка Красной Шапочки».
«Устный кроссворд» Цели: обогатить словарный запас; помочь в развитии логического мышления; научить правильно задавать вопросы и давать конкретные ответы и определения словам; развить фонематический слух. Ход игры: Ведущий загадывает слово, например, «земля», но вслух не произносит. Называет первую букву. Участники игры, чтобы угадать слово, задают примерно такие вопросы Ведущему: - Это та, которая больно кусает? - Нет, это не змея. - Это то место, где живем все мы? - Да, это земля. Примечание. Если ведущий не может угадать, то о чём его спрашивают, он должен назвать вторую букву слова.
«Вежливый ручеёк» Цель: гармонизация отношений в общении детей, воспитание доброжелательных, вежливых отношений друг с другом. Ход игры: Ребята стоят парами, взявшись за руки, водящий проходит по «ручейку» и дарит вежливое приглашение тому, кого он выбирает: «разрешите пригласить», «будьте добры» и т.п. Оставшийся без пары игрок называет слово со звуком [C] и т.п.
«Звонок в поликлинику» Цели: развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора. Ход игры: 1. Беседа. - К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как? - Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному. Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.
2. Демонстрация вызова врача. - Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники? - Да. Здравствуйте. - Я бы хотела вызвать врача на дом. - Что случилось? - Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель. - Нет ли насморка и головной боли? - Нет, только кашель. - Имя, фамилия девочки? Возраст? - Ваш адрес? - Наш адрес... - Врач придет во второй половине дня. - Спасибо. До свидания. - Всего доброго. 3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора. Примечание. Можно позвонить в цирк, зоопарк, на работу маме/папе.
«За что спасибо?» Цель: дать детям представление о значении развернутых фраз речевого этикета, образец «развертывания». Ход игры: В детском саду появилась ужасно любопытная обезьянка. Позавтракает ребенок, скажет «спасибо», а обезьянка тут как тут: - А спасибо кому? – спрашивает она. - Марии Ивановне. - А спасибо за что? – не унимается обезьянка. - За то, что нас завтраком накормила. Собираются дети на прогулку, друг другу помогают, за помощь благодарят. А обезьянка опять: - А спасибо кому? - Маше, - отвечает Катя. - А спасибо за что? - За то, что шарф помогла завязать. Примечание. Когда ребята научаться отвечать на вопросы обезьянки без обезьянки, можно придумать историю её исчезновения. Дети обезьянку полюбили, но ее вопросы ребятам надоели. И вот что дети придумали. Вернулись они с прогулки, раздеваются, а обезьянка на шкафу сидит, детей поджидает. Люда помогла Жене пуговицу на шубе расстегнуть, а он ей: - Спасибо тебе, Люда. Я бы эту пуговицу сам не смог расстегнуть. Обезьянка рот открыла, а спросить-то не о чем. Стали дети обедать. После еды говорят: - Спасибо, Мария Ивановна, за вкусный обед. - Спасибо, Мария Ивановна, борщ был очень-очень вкусный. - Спасибо, Мария Ивановна, за заботу о нас. Обезьянка только моргает от удивления.
| |
Просмотров: 212 | |
Всего комментариев: 0 | |