Вторник, 19.03.2024, 12:05
Приветствую Вас, Гость

«Поделись формулой успеха»

Я стала руководителем детского сада после очень сильного уважаемого лидера,  успешно сочетавшего авторитарный и демократический стиль руководства. Вначале все мое руководство сводилось к тому, что я старалась быть не хуже. Но вскоре я поняла, что не управляю детским садом, а плыву по течению событий. Мой стиль управления сводился к формуле: есть раздражитель, есть моя реакция в ответ. Наступил кризис, который подтолкнул меня к поиску собственного подхода к образованию, личной формулы успеха.

Временной отрезок моей работы в качестве руководителя измеряется не количеством дней, а количеством событий, тем, что появилось и что исчезло. Появились новые четыре группы и вместе с ними начинающие неопытные воспитатели, а исчезло стремление опытных воспитателей творить, заниматься чем-то новым. Именно в этот момент я поняла: нужно что-то менять в жизни образовательного учреждения и в первую очередь в руководстве. Как это сделать?  С чего начать изменения? Хочу поделиться своими скромными наработками в решении данного вопроса.

Изучив теоретическую часть данной проблемы, я поняла, что вначале необходимо вызвать у людей эмоции, чувства, чтобы они сами захотели меняться, только тогда преобразования будут качественными и успешными. Чтобы вызвать эти чувства, попробовала использовать такой прием, как рассказывание историй об успехе других коллективов дошкольных учреждений и поняла, чтоживые истории живых людей гораздо сильнее воздействуют на чувства, чем результаты самых точных расчетов и жизненная статистика. Покажите людям проблему, сделайте так, чтобы они лично ее увидели и поняли необходимость перемен.

Следующим шагом к изменению  стала замена методов административного воздействия на педагога при работе над собой на методы мотивационного влияния.Причем сила воздействия этих методов одинакова как на опытных, так и на начинающих педагогов.

Самаяглавная мотивация– объединение людей общим делом. Работа по проекту «Управление инновационной деятельностью через внедрение социоигровых технологий» помогла объединить коллектив опытных и начинающих педагогов, сделать акцент на их профессиональный рост, выработать принцип коллегиального принятия решений по широкому спектру вопросов - от выработки тактики действий до анализа результатов.Неформальное общее дело учит членов коллектива эмоциональной культуре. Например, поддержание таких традиций  как празднование Дня рождения детского сада и Дня Именинника каждого работника  (в этот день каждый говорит имениннику тёплые слова и подчеркивает его таланты и достоинства) способствовало сплочению коллектива, развитию дружеской и творческой атмосферы в коллективе.

 Не менее важным является поддержка  возможности каждому члену коллектива  выделиться. («Сторонитесь людей, которые пытаются уменьшить ваши амбиции. Маленькие люди делают это всегда. Большие же люди, напротив, дают вам почувствовать, что вы тоже можете стать великими», - Марк Твен). Поэтому в нашем детском саду оказывается поддержка всем интересным инициативам педагогов.

Высказанная фраза молодого педагога о том, что в нашем коллективе работать интересно, стала показателем правильности и успешности предпринятых мною действий. Это подтверждают профессиональные, творческие, дружеские отношения, сложившиеся в нашем коллективе.И ещё.  Мы выработали главный принцип в нашей работе – не паниковать, не замалчивать возникающие проблемы, а переводить их в задачи и обязательно находить решения. «Мир принадлежит оптимистам, пессимисты всего лишь зрители…»

За свой небольшой период работы руководителем я делаю вывод, что сегодня роль лидера в образовании заключается в умении ставить задачи, и находить пути их решения.

Современный руководитель – это грамотный психолог, мудрый стратег,  умный хозяйственник, лояльный коллега. Он  должен мыслить категориями успеха.

И если выводить свою формулу успеха, то она состоит у меня из следующих слагаемых:

На первую ступеньку я поставлю организаторский талант, который заключается в способности создать мобильную команду единомышленников, находящуюся в режиме развития. Эффективный руководитель не только сам развивается, но и помогает подчиненным раскрыть свой потенциал.

Одна из составляющих успеха – это внутренняя самостоятельность и  смелость не бояться перемен. У начинающего заведующего всегда много сомнений, сожалений,  поэтому я постаралась развить в себе умения открывать новые возможности для себя в переменах ине жалеть ни о чем, а упорно трудиться. «Не успех приносит удовлетворение, а приложенные усилия. Необходимо полностью выложиться, чтобы одержать победу». Эту мысль, высказанную кем-то из великих людей я полностью разделяю.

            Очень важно для успешного лидера – профессионализм и квалификация в том, чем ты занимаешься.  Для меня, как руководителя – это, прежде всего, мыслить на опережение, то есть предвидеть и ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Квалификацию не стоит считать чем то, что должно быть само по себе. Процесс обучения никогда не заканчивается, даже после покорения всех высот. Успеха добьётся тот, кто хочет этого больше.

Ещё одно слагаемое в моей формуле успеха – не бояться ошибок и неудач.  Уинстон Черчилль считал, что успех — это движение от неудачи к неудачи без потери энтузиазма. Поэтому нужно помнить, что только благодаря неудачам можно чему-то научиться, а значит, стать по-настоящему успешным.  Вспомним Христофора Колумба. Его пример – один из самых ярких, когда показана относительность неудачи, ведь по большому счету сначала он потерпел лишь ее, а уж только после она оказалась великой победой. Ошибки и неудачи руководителя, как правило, отражаются на коллективе, но если тщательно продумать сложившуюся ситуацию, то, вынеся из нее урок, можно сделать все гораздо лучше, чем было.Поражение нужно рассматривать как бесценный опыт.В парижском метро убрали вывеску «Нет выхода», как психотравмирующую, так какнужно помнить выход есть всегда!

Таким образом, кратко выразить мою формулу успеха можно так: «Имея талант организатора, внутреннюю смелость, работоспособность, профессионализм и умение преодолевать ошибки и неудачи, ты станешь успешным руководителем».

Знаю, что впереди меня ждут новые проблемы, но и радость преодоления их. Сегодня я стараюсь уважать, поддерживать и убеждать людей. Иногда мне говорят, что нужно быть жестче. Да, я не авторитарный руководитель. Однако я верю, что оптимизм, разум и доброжелательность сильнее дисциплины из-под палки.

Недавно я прочитала притчу:

Однажды пассажир, путешествующий на корабле, заметил бесчисленное множество больших и небольших подводных скал, которыми было усеяно море. Обратившись к рулевому, он спросил:

   — Господин рулевой, как вам удаётся пройти среди множества скал? Вы, наверное, знаете здесь каждый камешек, чтобы миновать его.

   — Нет — ответил рулевой — камней-то я не знаю, но я знаю самые глубокие места, где можно безопасно провести корабль.

Пришедший успех – это не конец, это всего лишь ступень для нахождения новых «глубоких» мест. Поэтому вперед! К новым успехам!

2014 год