Попова Надежда Ивановна
учитель-дефектолог
"Нет большей мудрости, чем своевременность"
Френсис Бэкон
Интересные статьи Надежды Ивановны можно прочитать здесь
Работаю учителем–дефектологом, в дошкольном образовательном учреждении, для детей с нарушениями зрения. Учитель–дефектолог (тифлопедагог) - занимается воспитанием, обучением и развитием детей имеющие нарушения зрения. Учитель-дефектолог (тифлопедагог) проводит коррекционно-педагогическую работу с детьми дошкольного возраста с 3 лет, имеющими нарушения зрения различной степени тяжести и этимологии на следующих видах непосредственно образовательной деятельности:
· Социально – бытовая ориентировка
· Развитие зрительного восприятия
· Ориентировка в пространстве
· Развитие осязания и мелкой моторики
Целью работы тифлопедагога является компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процессов зрительного восприятия в единстве с развитием психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоций); стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности воспитанников.
Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:
· Формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением.
·Формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов.
·Обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов - формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) руководствуется:
ͦ «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья»
Направления работы тифлопедагога:
◄Тифлопедагогическое обследование детей;
◄Проведение специальных коррекционных занятий с детьми;
◄Участие в методической работе дошкольного учреждения;
◄Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.
В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности. Тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного лечения.
Тифлопедагог совместно с воспитателем, медицинским персоналом и родителями осуществляет гармоничное, всестороннее воспитание и обучение детей в соответствии с программой, проводит профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми с учетом патологии зрения и других нарушений, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, осуществляет разъяснительную работу с родителями и педагогами по охране зрения детей.
О себе
Образование: Высшее, 2008 г. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Вятский государственный гуманитарный университет" г. Киров;
2009 г. ФГОА «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г. Москва.
Специальность: Тифлопедагогика и тифлопсихология
Квалификация: Тифлопедагогика и тифлопсихология
Высшая квалификационная категория
Должность: учитель - дефектолог
Мой взгляд на мир
Все в нашей жизни начинается с любви. Профессия педагога в этом не исключение. Любовь к ребенку - основа педагогического опыта и мастерства, а ответная любовь детей, их доверие к взрослому - наивысшая награда педагогу.
Повышение квалификации:
Курсы «Коррекционно-развивающие аспекты современного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» 2019 г., КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Курсы «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» 2020 г., КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Мои достижения
- Почетная грамота управления образования администрации города Вятские Поляны 2007г.
- Благодарственное письмо главы города Вятские Поляны 2017г.
2014г. Победитель (III место) в VII Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха» Номинация «Моя коллекция»;
- Награждена дипломом общероссийского конкурса «Инновационная разработка занятия НОД» III степени методическая разработка занятия в ДОУ тема: «Игры с фигурками – человечками»;
- Участник Всероссийского конкурса «Летнее оформление участка».
2015г. Победитель Всероссийского конкурса «За здоровьем в детский сад», награждена Дипломом I степени;
- Победитель международного конкурса «Использование интернет технологий в обучении», награждена Дипломом II степени;
- Награждена дипломом за 3 место во II Всероссийском творческом конкурсе для педагог «Мир детства»;
- Являюсь участником Всероссийского конкурса «Лучшая авторская публикация», опубликовала авторский материал «Сценарий организации непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, имеющими нарушение зрения по теме «Осторожно сосулька»;
- Лауреат Всероссийского смотра-конкурса «Наш весёлый огород».
2016г. Стала победителем (IIIместо) в «Международная интернет-олимпиада «ФГОС дошкольного образования»;
- Награждена дипломом II степени Всероссийского сетевого конкурса «Учитель года 2016» за конкурсную работу по теме «Разработка коррекционного НОД по социально-бытовой ориентировке «Обращение к детям» в средней группе детей с нарушением зрения».
2017г. Являюсь участником конкурса «Мой позитивный педагогический опыт»;
- Победитель Всероссийской олимпиады «Здоровьесберегающих задачи дополнительного образования»;
- Участник Всероссийского педагогического конкурса «Предметно-методическая олимпиада работников образовательных организаций» по направлению «Коррекционная педагогика (учителя-дефектологи)».
2018г. Победитель Всероссийской онлайн олимпиады для педагогов «Здоровьесберегающие задачи дополнительного образования»;
2019г. Победитель Всероссийской викторины для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Готовность к реализации ФГОС»;
- Победитель Международного конкурса по формированию здорового образа жизни «Зеленый огонек здоровья» в номинации: Игровой практикум с родителями во 2 младшей группе для детей с нарушением зрения «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!»
Участие в методической работе
● Провела презентацию методических пособий «Развитие тактильных ощущений у дошкольников с нарушением зрения посредством оригинальных пособий» на межрегиональном фестивале «Педагогический опыт – фейерверк педагогических идей»;
●Представление опыта работы на МО учителей-логопедов и педагогов-психологов школ и ДОУ;
●Консультация для начинающих педагогов на тему: «Использование гимнастики для глаз в профилактике нарушения зрения»;
●Выступление МО учителей-логопедов и педагогов-психологов школ и ДОУ: "Решение коррекционных задач с применением социо-игровой технологии».
Моё портфолио
Вся коррекционная работа в компенсирующих дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения осуществляется как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности.
Единый стиль работы создает эмоционально положительный климат и благоприятные условия для усвоения программного материала каждым ребенком.
Выполнению программы способствует перспективное и календарное планирование, а также составление индивидуальных программ развития каждого ребенка. Такое планирование обеспечивает тесную взаимосвязь работы учителя-дефектолога с воспитателями и другими специалистами, работающих на группе, и комплексное решение всех программных задач.
Задачами компенсирующего дошкольного учреждения являются:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Кроме того, необходимо обеспечение своевременной профилактической и коррекционной помощи дошкольникам (с учётом структуры патологии зрения), направленной на охрану и развитие зрительных функций (например, развитие зрительного восприятия, обучение приёмам целенаправленного восприятия на полисенсорной основе явлений, объектов, их деталей, распознавание которых затрудняется из-за нарушений зрения).
Обобщение педагогического опыта
на тему «Развитие тактильных ощущений у дошкольников с нарушением зрения посредством оригинальных пособий».
В 2014г. опыт работы был представлен на заседании городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов;
- материал из опыта работы опубликован на сайте Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок»: «Развитие тактильных ощущений у дошкольников с нарушением зрения оригинальными пособиями».
В 2015г. для слушателей программы профессиональной подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования» показала непосредственную образовательную деятельность по коррекционной работе «Водичка, умой мое личико», направленную на развитие социально-бытовой ориентировки и мелкой моторики;
- материал из опыта работы опубликован в журнале «Здоровье дошкольника» сценарий индивидуально-коррекционной работы по социально-бытовой ориентировке «Водичка, умой мое личико»;
- материал из опыта работы опубликован в журнале «Ребенок в детском саду» пособия по развитию тактильных ощущений.
В 2016г. для слушателей программы профессиональной подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования», показала непосредственную образовательную деятельность по коррекционной работе «Обращение к детям», направленную на развитие социально-бытовой ориентировки и мелкой моторики;
- для слушателей программы профессиональной подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования» провела мастер-класс «Зрительная гимнастика - одна из форм здоровьесберегающей технологии»;
- учебно-методический материал из опыта работы опубликован на Образовательном портале «Просвещение» https://prosvehhenie.ru/publikacii/material?n=2492.
В 2017 г. опыт работы был представлен на городском конкурсе «Мой позитивный педагогический опыт»;
- провела со слушателями курсов программы профессиональной подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования» мастер-класс по теме «Использование массаж нетрадиционными предметами для развития мелкой моторики»;
- провела со слушателями курсов программы профессиональной подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования» мастер-класс «Использование гимнастика для глаз, как эффективного способа профилактики и охраны зрения»;
- материал из опыта работы опубликован в журнале «Ребенок в детском саду» сценарий НОД с детьми подготовительной группы имеющими нарушение зрения «Книжка с заданиями от птицы Говорун».
В 2019 г. представила опыт работы по теме «Развитие тактильных ощущений у дошкольников с нарушением зрения посредством дидактических пособий» на II фестивале педагогических идей в Юго-Восточном образовательном округе в номинации «Методическая копилка».
А еще моими главными достижениями являются успехи моих воспитанников, уважение родителей и признание коллег.