Суббота, 18.05.2024, 13:48
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель - логопед » советы педагогам

Когнитивные барьеры и их устранение\​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Канашенок А.В.

Он ничего не хочет понимает! Ему ничего не интересно! Как часто можно услышать эти фразы. Мы даже не задумываемся, что ребенок стоит перед множеством препятствий на пути к познанию и именуются эти препятствия когнитивные барьеры. Существует множество типов когнитивных барьеров. Предлагаю рассмотреть наиболее часто встречающиеся.

  1. Барьеры, обусловленные сенсорной стимуляцией и интеграцией

Сенсорная стимуляция и интеграция формируют основу для всех мыслей и действий, и отсутствие таковых становится причиной развития существенных барьеров на пути к познанию. Органы чувств работают подобно грузовикам, доставляющим основные продукты в город (мозг) постоянно, в противном случае он не может развиваться, а, наоборот, становится разоренным. Большинство детей при рождении уже имеют потенциал к развитию и достижению новых высот, но до тех пор, пока не разовьется скрытый потенциал внутри их органов чувств, мозга и мышц, им может быть трудно реализовать весь свой потенциал. Органы чувств, мозг и мышцы нуждаются в стимуляции для совместной работы.

  1. Социально – экономические барьеры

Многие дети испытывают трудности в обучении в силу своей социально – экономической ситуации: голода, усталости или отсутствия мотивации из-за своих условий жизни. Это ведет к демотивации, потому что они не видят значимости в математических уравнениях, прописных буквах и пунктуации, не понимают, как это может им помочь выжить в их повседневной жизни.

  1. Эмоциональные барьеры

Отсутствие эмоциональной заботы любящего взрослого нарушает развитие мозга и создает когнитивный барьер.

  1. Языковые барьеры

Для некоторых детей непонимание языка или нехватка знания лексики также является когнитивным барьером. Если у ребенка не было определенного опыта, способствующего наращиванию лексического запаса, он может понятия не иметь, о чем говорит взрослый, даже если понимает язык, на котором говорит взрослый.

  1. Мировоззренческие барьеры

Мировоззрение ребенка формируется посредством его пребывания в различных ситуациях, а также через доступ к книгам, журналом, детским познавательным программам. Эти ресурсы расширяют знания, мировоззрение, лексический запас ребенка.

  1. Каналы восприятия информации как барьеры

Разные дети воспринимают информацию по – разному. Кто – то воспринимает её визуально, кто – то, опираясь на слуховые рецепторы, кинестетические и т.д.

 

  1. Гендерные барьеры

Современное нейронаучное исследование предоставило веские доказательства того, что гендерные различия усиливают барьеры к приобретению знаний. Мальчики и девочки по – разному воспринимают информацию: у них разный фокус внимания, зрения. Они по – разному действуют и по – разному концентрируются.

  1. Неприемлемые когнитивные барьеры

Как отсутствие стимуляции может создать когнитивный барьер для мозга, так и чрезмерное использование неправильного вида стимуляции может создать барьер. Таким барьером может выступать насилие: ребенку трудно выполнить какое – либо задание, в силу своих ограниченных возможностей, а его заставляют делать в полную силу наравне со всеми.

            Список барьеров продолжается, может включать в себя такие барьеры как физические и ментальные нарушения, алиментарные проблемы, например: недостаточность питания и аллергии, давление со стороны сверстников, навешивание ярлыков, доступ к ресурсам и т.д.

            Симптомы когнитивных барьеров часто очевидны. В этом помогает «Теория триединого мозга» Пола Маклина. Он определяет три различные области мозга, а именно: мозг, нацеленный на выживание, или жизнеобеспечивающий мозг, эмоциональный мозг и рациональный мозг.

  1. Жизнеобеспечивающий мозг: нацелен на выживание. Такие дети сконцентрированы на защите своих вещей, не позволяют кому - нибудь приближаться или прикасаться к ним или их принадлежностям. Поведение таких детей характеризуется двумя типами: отчужденность или гипоактивность, пассивность, апатичность, расфокусированность, безразличное отношение, известное как синдром дефицита внимания (СДВ); насилие или гиперактивность, неспособность сидеть спокойно, фокусировать внимание и концентрироваться, также известного как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

 

  1. Эмоциональный мозг: эмоция – движущая сила, инициирующа, поддерживающая и направляющая поведение. Отсутствие эмоционального развития приводит к «похищению» у детей внутренней силы, которая помогает им мотивировать себя для достижения ими собственных целей. В таком случае они теряют интерес и сдаются либо полагаются на других, чтобы их побуждали что-то делать. Такие дети склонны делать драму даже из самого маленького происшествия и предрасположены к слезам, грозности или даже ярости, ревности, хандре и депрессии. Им трудно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Они могут прямо изолировать себя и искать поддержки своего мнения среди других детей посредством формирования банд.

 

  1. Рациональный мозг: ответственен за системное восприятие и интерпретацию, которые приводят к формированию концептов абстракного мышления, творческих способностей, интеллекта и познавательных способностей. Такие дети склонны к успешности и независимости. Они часто выполняют задания легко, без особых усилий.

 

     В зависимости от того, какой мозг преобладает у ребенка, то и нужно корректировать. Благодаря исследованиям американскому педагогу, доктору педагогических наук Мелоди дэ Ягер была разработана техника «MIND VOVES» для устранения различного рода когнитивных барьеров.

            Рассмотрим подробнее два комплекса упражнения этой методики «MIND VOVES» для зрения и «MIND VOVES» для языка, которые способствуют устранению когнитивных барьеров, возникших посредством использования каналов восприятия информации.

 

«MIND VOVES» для зрения

 

  1. Кнопка включения: потрите впадину прямо под ключицей, на одной вертикальной линии с левым глазом, чтобы восстановить электрический поток по блуждающему нерву к органам речи и желудку, чтобы снизить «эффект бабочек» и говорить с легкостью.

 

  1. Восход и сияние: простимулируйте этот рефлекс, разведя руки в стороны. Подышите глубоко и медленно, затем обнимите себя, сложив руки на груди, и продолжайте глубоко и медленно дышать. Предложите ребенку обнять себя и одновременно родителю обнять ребенка.

 

  1. Ротация шеи: встаньте прямо. Представьте, что шея и позвоночник – это ниточка с бусинами. Потяните за воображаемую ниточку над головой, пока бусинки не окажутся на одной прямой линии. Медленно поверните насколько возможно голову влево, удерживая ее в этом положении на восемь счетов. То же самое повторить с поворотом головы вправо, не забывая про прямую ниточку. Бедра и плечи должны оставаться неподвижны, вращается только голова. Эти движения расслабляют напряжение в шее и плечах, что, в свою очередь, расслабляет глаза и улучшает навыки слухового восприятия. Вестибулярная стимуляция также улучшает пересечение срединных линий зрительной, слуховой и кинестетической систем, а также осанку и равновесие.

 

  1. Коврик для мышки: сфокусируйтесь на большом пальце на расстоянии согнутой в локте руки. Поднимая палец вверх, нарисуйте круг пальцем сначала вокруг левого глаза, затем вокруг правого. Повторите 5 раз. Поменяйте руки и повторите процесс, всегда начиная с левого глаза, затем с правого.

 

  1. Упражнение для абдоминальных мышц: лягте ровно на пол, коснитесь локтем противоположного колена, вращая при этом головой вверх-вниз, влево-вправо, близко-далеко), продолжая касаться локтем противоположного колена. Это упражнение способствует пересечению визуальной и кинестетической срединных линий для более быстрого освоения навыков рисования, письма, чтения и обращения с мячом.

 

  1. Упражнения для глаз: держите голову прямо. Посмотрите на большой палец, отведя локоть в правую сторону. Проведите большим пальцем влево (на уровне носа), затем медленно вправо, пересекая визуальную срединную линию. Сначала выполните это упражнение с закрытыми глазами, представляя положение большого пальца. Откройте глаза и проверьте, чтобы глаза и палец были в одной точке. Повторите 5 раз. Затем повторите упражнение 5 раз с открытыми глазами. Проделайте то же самое с глазами, обращенными в верх, но не поднимая голову, сначала с закрытыми глазами, потом с открытыми. Повторите упражнение с глазами, обращенными вниз, также сначала закрыв их, а потом открыв. Энергично потрите руки и приложите теплые ладони на глаза для их расслабления.

 

  1. Фокусировка: держите голову прямо, посмотрите на большой палец на расстоянии согнутой в локте руки. Медленно поднесите палец к кончику носа. Сфокусируйтесь на пальце. Затем распрямите руку. Продолжайте смотреть на палец, затем взгляните на точку дальше пальца и снова верните взгляд на палец. Удерживая взгляд на пальце, коснитесь им кончика носа. Повторите 10 раз. Потрите руки и приложите разогретые ладони на глаза для их расслабления.

 

  1. Ротация в пояснице: лягте ровно на спину, разведите руки в стороны и поднимите ноги, согнутые в коленях, вертикально. Медленно опускайте ноги влево, до тех пор пока левое колено не коснётся пола, затем опустите ноги вправо до касания правого колена пола. Плечи и поясница должны оставаться максимально прижаты к полу. Это упражнение укрепляет мышечный корсет, изолируя при этом движения в плечевом суставе от движений в тазобедренном, что способствует развитию способности сидеть, сосредоточению и концентрации. Также формирует основу для пересечения латеральной и срединной линии.

 

  1. Вентилятор корпусом: поставьте ноги на ширине плеч, наклоните корпус вперед, руки висят. Колени согнуты. Начинайте медленно вращать корпусом справа налево, создавая круг. Остановитесь, поменяйте направление. Возможно, сначала легче будет выполнять это упражнение сидя, чтобы не упасть, особенно когда есть проблемы с удержанием равновесия. Это упражнение способствует стимуляции вестибулярной системы, что укрепляет навыки равновесия, мышечный тонус и пространственную ориентацию. Также содействует пересечению фронтальной и латеральной срединных линий для улучшения выполнения соответствующих действий и их завершения.

 

  1. Опора на локтях: лягте ровно на живот, согните руки в локтях, кисти у плеч. Медленно выпрямите руки, отрывая верхнюю часть туловища от пола, удерживая бедра и ноги на полу. Задержитесь в этом положении сосчитав до 8. Медленно сгибайте руки, пока тело и плечи не окажутся на полу между кистей. На медленном вдохе вытяните руки вперед. На медленном выдохе согните руки в локтях в вытянутом положении. Отдохните и повторите. Это упражнение укрепляет мышечный корсет и верхний плечевой пояс, что способствует улучшению зрительно – моторной координации и навыков письма. Оно также улучшает баланс и способность что – либо делать прямо перед собой, изолируя верхнюю и нижнюю части тела, способствуя развитию общей моторики и координации тела для спорта.

 

  1. Растягивание позвоночника: как только освоили предыдущее упражнение, лягте ровно на пол. На медленном вдохе поднимите голову и плечи от пола, расслабив руки. Удерживайте ноги на полу, а верхнюю часть корпуса приподнятой на счет до восьми. Поверните голову слева направо, затем медленно выдохните и отпустите тело на пол, полежите до полного расслабления. Это упражнение укрепляет мышечный корсет и изолирует движения головы от движений рук. Оно способствует интеграции зрительной системы посредством пересечения срединной линии и концентрации внимания на области прямо перед собой, что в результате приводит к улучшению навыков рисования, письма и чтения.

 

  1. Гравитационное ползание: ползайте по ковру или траве, плотно прижавшись животом, приводя себя в движение вперед с помощью согнутых рук и ног. Ползайте, как леопард, по ровной поверхности, а также вверх-вниз по наклонной. Это упражнение способствует развитию мышечного корсета, мышечного тонуса и стимуляции вестибулярной системы. Также оно содействует улучшению осанки и координации всего тела, необходимых для письма и спорта.

 

  1. Вестибулярная качалка: встаньте на четвереньки, мягко покачиваясь вперед – назад и вращая головой в разных направлениях. Далее перейдите к ползанию, вращая головой (слева-направо, вверх-вниз). Выстройте линию с препятствиями из стульев и подушек, чтобы проползать через или под препятствиями, вокруг или между ними. Это веселый способ стимуляции вестибулярной системы, развития навыков моторного планирования и пространственной ориентации.

 

  1. Упражнение на срединную линию: выполняется в паре, сидя с широко расставленным ногами, согнутыми в коленях, и упирающимися ступнями в партнера. Возьмитесь за руки раскачивайтесь попеременно вперед – назад, максимально наклоняясь назад. Это упражнение способствует развитию навыков равновесия, гибкости в тазобедренном суставе и укреплению мышечного корсета. Также содействует развитию навыков доведения начатого до конца и речевых навыков посредством пересечения фронтальной срединной линии, интегрируя работу передней и задней частей мозга.

 

«MIND VOVES» для языка

  1. Гомолатеральная походка: лягте, затем поднимите левую руку и согните в колене левую ногу. Расслабьтесь. Поднимите правую руку и правую ногу. Повторите не менее 10 раз. Как только получается выполнять движения легко и синхронно, сделайте их в положении стоя.

 

  1. Билатеральная походка: коснитесь кистью правой руки левого колена, скручивая корпус для максимального приведения плеча и бедра в направлении к друг другу и вытягивая при этом другую руку и ногу. Данное движение стимулирует развитие интеграции лево – право посредством пересечения латеральной срединной линии. Его лучше всего сначала выполнять лежа, затем стоя. Повторите не менее 10 раз. Также можно петь или заучивать что – нибудь наизусть при выполнении данного упражнения.

 

  1. Восход и сияние: простимулируйте этот рефлекс, разведя руки в стороны. Подышите глубоко и медленно, затем обнимите себя, сложив руки на груди, и продолжайте глубоко и медленно дышать. Предложите ребенку обнять себя и одновременно родителю обнять ребенка.

 

  1. Височный тоник: двумя руками одновременно мягко постукивайте по краям ушей, начиная с передней части и двигаясь вверх. Это движение способствует стимуляции височной доли, что улучшает навыки восприятия речи на слух, вестибулярную стимуляцию, проприоцепцию и равновесие. Также способствует улучшению интеграции между навыками слушания и коммуникации в целом как в устной, так и в письменной форме.

 

  1. Флексия шеи: удерживайте положение «вытянутой ниточки» при выполнении данного упражнения. Поместите ладонь на лоб, мягко надавливая на восемь счетов. Не забывайте дышать. Повторите движение, надавливая сзади головы, слева, затем справа, меняя руки. Это упражнение укрепляет и расслабляет мышцы шеи и плеч, что помогает изолировать движение головы от движения тела. Оно также улучшает осанку, навыки восприятия на слух, равновесие и мышечный тонус.

 

  1. Упражнение для рук: соберите руки в замок ладошками наружу. Встаньте ровно с прямой спиной, вытяните руки перед собой для растягивания мышц рук и плеч. Удерживайте руки в таком положении на восемь счетов. Повторите процесс с руками в таком положении на 8 счетов. Повторите процесс с руками над головой. Опустите руки перед собой ладошками вниз, повторите упражнение. Разожмите руки и заведите их за спину. Соберите руки в замок ладонями вниз, раскрывая плечи для растягивания и расслабления мышц. Это упражнение стимулирует мышечный тонус спины, плеч и рук, что улучшает осанку, зрительно – моторную координацию и навыки коммуникации.

 

  1. Упражнение для ног: сядьте на стул, вытяните ноги, удерживая пятки на полу. Оторвите обе ноги от пола. Согните обе ноги и натяните носки на себя, чувствуя напряжение в икроножных мышцах. Поставьте левую ногу на пол, а правую согните и держите в этом положении на 8 счетов. Повторите это движение с правой ногой не менее 3 раз. Снова оторвите обе ноги от пола. Согните ноги и натяните носки на себя, почувствуйте разницу в напряжении икроножный мышц. Это поможет снизить гиперактивность и улучшить самоконтроль.

 

  1. Расслабление челюсти: откройте широко рот, опуская вниз челюсть. Почувствуйте челюстной сустав как раз поверх коренных зубов к линии ушей. Мягко помассируйте сустав сверху – вниз, чтобы расслабить напряжение и активировать мышечный контроль и мимику. Это, в свою очередь, способствует развитию и вербальной и письменной коммуникации, поскольку в движении участвуют и руки, и рот.

 

  1. Упражнение для языка: поднимите язык высоко в полости рта, оттяните его назад, насколько это возможно, подвигайте им слева направо. Это упражнение развивает и стимулирует мышцы, необходимые для развития речи, контроля слюнотечения и опрятного пищевого поведения.

 

  1. Упражнение для губ: глубоко вдохните, собирая губы в трубочку, досчитайте до 8. Скажите «Уууулееей», растягивая губы в широкой улыбке и произнося «…лееееей» на счет до 8, при этом выдыхая.

 

  1. Массаж губ: потрите одновременно область над верхней губой и область над нижней губой в горизонтальном направлении. У новорожденного это запускает сосательный рефлекс, а ребенка более старшего возраста стимулирует развитие перцептивных навыков и мышления, а также снижает импульсивное поведение.

​​​​​​​​​​​​​​А.В. Канашенок

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (01.02.2022)
Просмотров: 172 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]