Суббота, 18.05.2024, 16:48
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель - логопед » страничка для родителей

Фонематическое восприятие или мама, почему я тебя не понимаю? / Учитель-логопед А.В. Канашенок

Фонематическое восприятие включает в себя такое понятие как фонематический слух. Нередко эти два понятия приравнивают друг к другу.
Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать шепот, но не различать фонемы (звуки) речи. Фонематический слух помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: том – ком – дом.

У детей с нарушением фонематического восприятия страдает не только звукопроизношение (наиболее часто дети путают сходные по произношению звуки: парные - с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры – р-л; твердые и мягкие – с-сь, з-зь и т.д.; звонкие и глухие – в-ф, д-т), но и понимание речи, так как они не могут различать близкие по звучанию фонемы, например: плач – плащ, миска – мишка и т.д.

Это приводит к неправильному восприятию слов и их произношению.
В процессе слушания основную роль играет процесс обработки информации, иными словами, мы слышим нашим мозгом, а не ушами. Уши – это приемник и передатчик в мозг необработанной информации для дальнейшего её анализа. Если нарушений нет, то слуховые центры мозга быстро и корректно производят расшифровку.

Как же помочь ребенку преодолеть это непонимание? Можно выделить пять ступеней по формированию фонематического восприятия:

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем.

Итак, несколько упражнений согласно ступеням.

 

1 ступень.

Упражнение 1. На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (или ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Также можно усложнять задания заменяя инструменты, скажем бумагой и файлом, которые нужно сминать, резать ножницами, водить по бумаге карандашом и т.д. Все это ребенок должен научиться различать на слух.

 

Упражнение 2. В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т. п.) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном
сравнении акустических восприятий.

 

2 ступень.

Упражнение 1. Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем,

меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?»

«Кто ел из моей чашки?»

«Кто спал в моей постели?»

«Кто же был в нашем доме?» и т. п. произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах. Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, взрослый предлагает ему показать соответствующее изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

 

Упражнение 2. Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец. Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец.

А — плачет, кричит девочка

А — показывают горло врачу

А — поет певица

А — качаем малыша

А — девочка укололась иголкой

О — удивилась мама

О — стонет бабушка

О — поет певица

О — потягивается папа

О — кричит охотник в лесу

У — гудит пароход

У — звучит дудочка

У — плачет мальчик

 

3 ступень.

Упражнение 1. Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

БАМАН

ПАМАН

БАНАН

БАНАМ

ВАВАН

ДАВАН

БАВАН

ВАНАН

ВИТАНИН

МИТАВИН

ФИТАМИН

ВИТАНИМ

ВИТАМИН

МИТАНИН

ФИТАВИН

ВИТАЛИМ

АЛЬБОМ

АЙБОМ

АНЬБОМ

АВЬБОМ

АЛЬПОМ

АЛЬМОМ

АЛЬНОМ

АБЛЁМ

КЪЕКТА
КВЕКТА
ТЛЕКТА
КВЕТКА
КЛЕТКА
КЪЕТКА
КЛЕТТА
ТЛЕТКА

Упражнение 2. Ребенок четко произносит названия предметов, изображенных на картинках. Затем повторяет за взрослым слова для сравнения (по одному) и находит
похожее по звучанию, пользуясь при этом зрительной опорой.

Ребенок четко произносит названия предметов, изображенных на картинках. Затем повторяет за взрослым слова для сравнения (по одному) и находит
похожее по звучанию, пользуясь при этом зрительной опорой.

МАК, ДОМ. ВЕТКА

Слова для сравнения: СЕТКА, КОМ, БАК, МЕТКА, КЛЕТКА.

КАЛИТКА,СОМ.КАТОК

Слова для сравнения: УЛИТКА, ГНОМ, ПЛАТОК, ЛИСТОК, КОМ.

СОВОК, ВАГОН, ГНОМ

Слова для сравнения: ДОМ, ЛИМОН, КАТОК, БИДОН, ЛОМ, СОМ,
ЗАГОН, МОТОК.

 

4 ступень.

Упражнение 1. Перед ребенком ставится три машинки. Взрослый дает инструкцию: запоминай: эта машинка – ПА, эта – ПО, эта – БА. Кати ту, где было БА.

Варианты усложнения:

- Кати. Хлопай, пока машинка едет.

- Повтори слог громко и кати машину далеко. Повтори слог тихо и кати машину близко.

 

Упражнение 2.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости. Взрослый даёт инструкцию: «Давай поиграем в иностранцев! Я называю слог твердо, а ты мягко/ я мягко, а ты твёрдо».

ПА — ПЯ
МА — МЯ
ВА — ВЯ
ТА — ТЯ
БА — БЯ
ДА – ДЯ
ФА — ФЯ

ПО — ПЁ
МО — МЁ
ВО — ВЁ
ТО — ТЁ
ВО — БЁ
ДО – ДЁ
ФО — ФЁ

ПУ — ПЮ

МУ — МЮ
ВУ — ВЮ
ТУ — ТЮ

БУ — БЮ

ДУ – ДЮ

ФУ — ФЮ

ПЫ — ПИ
МЫ — МИ
ВЫ — ВИ

ТЫ – ТИ

БЫ — БИ

ДЫ – ДИ

ФЫ — ФИ

 

 

5 ступень.

 

Упражнение 1. Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке.

Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания
ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в кото-
ром ребенок должен выделить один заданный согласный звук — хлопком, другим оговоренным движением или поднятием зрительного символа (см.
Приложение).

Примерный звуковой ряд: А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-
О-Э и т. д.

Примечание для родителей. Согласные звуки в ряду должны произносить-
ся коротко, примерно так, как слышится каждый согласный звук в конце сло-
ва: коТ, банаН, укроП и т. п. Не путайте звуки с буквами: ПЭ, ТЭ, ЭР — это
названия букв, произносить же надо звуки.

 

Упражнение 2.   Детям предлагается покидать кубик, приговаривая: «Крутись, вертись на бочок ложись». Задачей детей назвать слово, определить первый и последний звук в слове.

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (18.03.2022)
Просмотров: 90 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]