Суббота, 18.05.2024, 20:48
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель - логопед » страничка для родителей

«Фонематический слух – основа правильной речи» учитель-логопед А.В. Канашенок

Слух – это важнейший фактор речевого развития. С самого начала своей жизни ребенок слышит речь. Уже с 5 месяцев дитя пытается повторять артикуляцию за взрослыми. В период с 6 месяцев до года малыш различает определенные звуковые сочетание и сопоставляет их с предметами или действиями.

Постепенно ребенок повторяет за окружающими все более сложные сочетания звуков. Конец периода отмечается появлением первых слов и активизацией коммуникативной функции речи. Однако, впоследствии с возрастом родители начинают замечать, что их ребенок не различает схожие по звуковому составу слова, например, «мишка-миска, точка-бочка, лоск-воск» или произносит некоторые звуки неправильно. Это тревожный звоночек, говорящий о проблемах с фонематическим слухом у ребенка.

Причины такого рода проблем могут быть разные. Любое воспалительное заболевание полостей носоглотки и  внутреннего уха, а так же аденоидные разращения могут вызвать понижение слуха на 15-20 дБ. Такое незначительное снижение слуха является условной границей между нормальным слухом и тугоухостью и рассматривается  как минимальное нарушение слуховой функции.  В детском возрасте это  может значительно осложнить овладение речью.

Небольшое снижение слуха сложно своевременно диагностировать!!! А ребёнок уже не различает сходные по звучанию звуки произнесённые около уха, а на расстоянии двух метров не различается  одна треть согласных, произнесенных голосом разговорной громкости.

Мы умиляемся тому, как малыш забавно «коверкает» слова.  А  его речь в это время медленно и патологически развивается. Формируются и закрепляются в памяти неправильные звуковые стереотипы и речевые эталоны. Нарушается произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй речи. Это приводит  к общему недоразвитию речи. Порой  ребёнок не до конца понимает, о чём же ему говорят, что от него требуют, а взрослые считают его «непослушным». Затем начинаются проблемы с усвоением программного материала в детском саду и в школе.

При таком нарушении очень важно понимать различие понятий речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух – способность ориентироваться в неречевых звуках (в звуках музыкальных инструментов, различных шумах: шелест листьев, звук катящихся колёс тележки и т.п.). Речевой слух – способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух. Речевой слух является всецело прижизненным образованием, он образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой среды. Высказанные некоторыми авторами гипотезы о существовании врожденных прототипов языка, которые после рождения развертываются под влиянием речевых воздействий, не получили экспериментального подтверждения.

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха ведет у детей к недоразвитию всей этой системы (глухонемоте).

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.

  Для развития фонематического слуха, можно использовать следующие игры.

«Что я делаю?»

Цель: научить ребенка различать неречевые звуки без зрительной опоры.

Оборудование: ширма, листы бумаги, карандаш, ножницы.

Задание: определить, что взрослый делает за ширмой.

Процесс игры:

Взрослый показывает ребенку различные действия с бумагой и обращает внимание ребенка на звук, происходящий от этих действий. Далее взрослый прячет бумагу за ширму и начинает руками воспроизводить различные действия с ней: мять бумагу, рвать бумагу, резать бумагу и т.д., при этом спрашивая ребенка «Что я делаю с бумагой?» Ребенок называет действия без зрительной опоры.  После выполнения и  посильного отгадывания ребенком всех действий взрослый ширму убирает и вновь демонстрирует все действия ребенку, называя их.

«Колокольный звон»

Цель: научить ребенка определять источник звука, прислушиваться.

Оборудование: колокольчик, повязка на глаза.

Задание: показать, где звенит.

Процесс игры: Взрослый надевает повязку ребенку на глаза, а сам становится на расстоянии нескольких метров от ребенка и мелодично звенит колокольчиком. Ребенок, не открывая глаз, отгадывает направление звука, показывая рукой, где звенит колокольчик или, если ребенок уже умеет разговаривать  - проговаривает направление. Заодно можно разучить или повторить предлоги (впереди, сзади, слева, справа). Взрослый может менять положение несколько раз.

«Тишина»

Цель: научить ребенка воспринимать звуки, окружающие его в повседневной жизни.

Оборудование: нет.

Задание: прислушаться и назвать как можно больше звуков. Это игра отлично подойдёт родителям для игры с детьми, поскольку не требует какого-либо оборудования, а также в неё  очень удобно играть по дороге в детский сад или просто прогуливаясь.

Процесс игры: Взрослый вместе с ребенком садится на пол. Взрослый предлагает ребенку: «Давай замрем и послушаем тишину. Прислушайся: что ты слышишь?» Ребенок и взрослый по очереди называют шумы: капающая из крана вода, тиканье часов или шум ветра в щели. Летом на дача это может быть стрекотанье кузнечика в траве, чириканье воробьев, звук барабанящего по крыше дождя.

«Найди пары шумящих баночек»       

Цель: научить малыша различать звуки, искать одинаковые шумы.

Оборудование: 12 жестяных или пластиковых баночек с различными наполнителями (парные).

Виды наполнителей: монеты, камешки, крупы, скрепки , кусочки мелко разорванной бумаги, пустые (тишина) и т.п.

Задание: найти пары одинаково шумящих баночек

Процесс игры: Взрослый говорит ребенку: «Выбери любую баночку. Не открывая, послушай, как она шумит». Ребёнок с помощью взрослого слушает, как шумит баночка, не открывая её. Взрослый: «Из оставшихся баночек выбери ту, которая шумит так же». Ребёнок выбирает любую, трясёт её. Сравнивает со звучанием образца. Взрослый задаёт вопрос: «Одинаково  или по-разному звучат?» Ребенок определяет одинаково или по-разному они звучат. Если по-разному, ставит неподходящую баночку в сторону, выбирает следующую. И так до тех пор, пока не найдёт пару. Взрослый отставляет пару, не открывая, в сторону и предлагает составить ещё пары. После подбора пар взрослый и ребёнок проверяют наполнение. Сравнивают шумы ещё раз. Делают вывод, что, например, монеты и крупа (гречка) звучат по-разному. Гречка и пшено – тоже звучат по-разному, но очень похоже.

«Путаница»

Цель: развитие звукового различения.

Задание: Я прочитаю предложения, а ты попробуй услышать, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

Процесс игры: Взрослый читает следующие шуточные предложения:

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

«Лишнее слово»

Цель: развитие слухового внимания.

Процесс игры: Произносятся слова и ребенку предлагается назвать слово, отличающееся от остальных:

канава, канава, какао, канава;

утенок, котенок, утенок, утенок;

ком, ком, кот, ком;

минута, монета, минута, минута;

винт, винт, винт, бинт;

буфет, букет, буфет, буфет;

дудка, будка, будка, будка и т.д.

«Поэт»

Цель: развитие чувства ритма, слухового внимания.

Процесс игры: Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).

От грязнули даже стол поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).

Две сестрички, две лисички отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).

Тебе кукла, а мне — мячик, ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).

«Подумай, не торопись»

Цель: развитие навыков звукового анализа

Процесс игры: Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (04.08.2020)
Просмотров: 190 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]