Пятница, 03.05.2024, 18:15
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПО АЛЬБОМУ «ВИЗУАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР» / Попова Н.И.

Цель предлагаемой методики – обучить ребенка способам обработки визуального материала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечить условия успешного овладения зрительными компонентами.

В альбоме представлена система упражнений для обучения детей дошкольного возраста стратегиям зрительного восприятия и решением различных мыслительных задач. В этой связи «Визуальный тренажер» построен с учетом основных классов задач, выполняемых зрительным восприятием:

-собственно зрительные – решаемые в связи с целями восприятия,

-глазодвигательные  - предполагающие выполнение того или иного движения глаз,

-общеинтеллектуальные (мыслительные, мнемические, двигательные), в осуществлении которых зрительное восприятие играет значительную роль.

Альбом содержит достаточный объем наглядного материала для развития у ребенка зрительного внимания и памяти, навыков зрительного анализа и синтеза, точных следящих движений глаз и пространственной ориентации. В него включены также задания, способствующие развитию графических способностей детей.

Отличительной особенностью данной методики является разработка заданий, направленных на перекодирование зрительной информации в вербальную, т.е называние зрительно воспринятого материала.

В соответствии с программой целенаправленного формирования зрительного восприятия «Визуальный тренажер» включает набор последовательно усложняющихся по определенным параметрам стимулов, серии заданий, специально разработанных для формирования различных компонентов зрительного восприятия, которые составляют основу навыков обучения. От серии к серии предусмотрено усложнение заданий и стимульного материала.

Блок №1. «Учимся смотреть и видеть»

Основная цель: формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания. В блоке 7 серий.

Блок №2. «Учимся следить глазами»

Основная цель: формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера. В блоке 3 серии.

Блок №3. «Учимся ориентироваться в пространстве»

Основная цель: формирование представлений о системе координат: «сверху-снизу», «спереди-сзади», «слева-справа». В блоке 3 серии.

Блок №4. «Учимся запоминать и узнавать»

Основная цель: развитие объема памяти, обучение приемам, облегчающим запоминание, увеличивающим объем памяти на основе ассоциативного мышления. Предусмотрено 10 заданий рассредоточенных в первых трех блоках.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАНЯТИЯ С «ВИЗУАЛЬНЫМ ТРЕНАЖЕРОМ»

«Визуальный тренажер», развивающий высшие зрительные функции, не предполагает коррекцию физиологических показателей зрения (снижение остроты зрения, нарушения конвергенции, цветовосприятия и др.). Занятия с детьми, имеющими подобные нарушения, необходимо проводить в условиях, предписанных окулистом.

Существуют психологические условия, необходимые для успешного выполнения любого задания. Основными из них являются знания информации или сформированность определенного навыка, однако не менее важно понимание самого задания, его инструкции. Занимаясь с ребенком, важно научить его правильно понимать любое задание. Этот навык особенно понадобиться ему в школе, где самостоятельной работе отводится значительное место.

Для начала рассмотрите задание целиком, оцените условия его выполнения; что предполагается делать, каков объем материала. Далее прочитайте инструкцию ребенку. Пусть он внимательно выслушает ее. Прежде, чем ребенок приступит к выполнению задания, удостоверьтесь, что он четко понял инструкцию.

Важно знать и учитывать, что одни дети лучше воспринимают информацию на слух, другие – легче усваивают наглядную информацию, третьим – необходимо манипулирование объектами и т.п. Как правило, дети используют комбинацию различных стратегий, но одна из них обычно преобладает. Понаблюдайте за ребенком в ходе занятий.

 «Визуальном тренажере» представлена серия заданий с последовательно усложняющимися упражнениями по подготовке детей к обучению грамоте.

Иллюстрированный и дидактический материал разбит на блоки, каждый из которых направлен на формирование определенных зрительных способностей.

Упражнения первого блока – «Учимся смотреть и видеть» - обеспечивают формирование у ребенка познавательных зрительных функций: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез); нахождение главных и второстепенных признаков в изображении и установление связей между ними.

Задания второго блока - «Учимся следить глазами» - направлены на формирование моторных зрительных функций: упорядоченного, целенаправленного перемещения взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей. Цель методики – последовательное развитие серийных движений глаз.

Третий блок упражнений –«Учимся ориентироваться в пространстве» - направлен на формирование зрительно-пространственных представлений, т.е. представлений о системе координат: «сверху-снизу», «спереди-сзади», «слева-справа». В этот блок также вошли задания по развитию зрительно-моторной координации, предполагающих выработку сочетанных движений руки и глаз.

Четвертый блок составили упражнения по развитию памяти посредством увеличения объема зрительно запоминаемых объектов, сохранения последовательности и точности при воспроизведении изображений, фиксации их в долговременной памяти.

Поскольку специфика развития мнемических процессов требует временного интервала между предъявлением стимула и ответной реакцией ребенка, упражнения 4 блока рассредоточены авторами и постепенно включаются во все блоки. Они не имеют нумерации и расположены в нижней части страницы на цветном фоне.

В каждый блок включены задания по развитию ассоциативного мышления, памяти, внимания и графические задания требующее оперирование зрительными объектами в умственном плане.

Большинство заданий носит тренировочный характер, т.е. предполагается их повторное выполнение через определенное время, что повышает точность и быстроту зрительного восприятия.

Как часто нужно заниматься?

Это зависит от возраста ребенка и уровня его развития. Для 4-5 летних детей достаточно 1-2 занятий в неделю. Продолжительность занятия 10-15 минут.

Предлагаемые занятия могут быть включены в занятия по подготовке детей к школе.

 

 

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (22.03.2022)
Просмотров: 127 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]