Суббота, 18.05.2024, 09:11
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам

Ум на кончиках пальцев / И.В. Двоеглазова

Что мы, взрослые, знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками. Поначалу пальчики все больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящее наступление на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки; сжимаются чтобы пощупать свой «улов», и разжимаются в поисках все новых и интересных объектов. 
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребёнка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения. 
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей “Сороки-белобоки” и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействуя на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. 
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. 
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. 
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. 
Талантом нашей народной педагогики созданы игры “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Коза рогатая” и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бахтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевая реакция находится в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Уже на втором году жизни дети хорошо воспринимают пальчиковые игры выполняемые одной рукой. А так как движения рук контролируются разными полушариями мозга, научите его выполнять те же самые движения другой рукой.

Трехлетние дети осваивают игры для двух рук, в игре «Кошка и мышка» одна рука изображает кошку, а другая – мышку. С четырех лет дети могут играть в игры, которых несколько явлений или действия сменяют друг друга («Тучи»)
Можно предложить игры с различным мелким подручным реквизитом – бусинами, карандашами, тканью, бумагой и т.п. («Подарок для заиньки»). Пальчиковая гимнастика поможет предупредить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть это отставание.

Правила проведения пальчиковых игр.

​ Все пальчиковые игры надо начинать с веселой разминки – сгибания и разгибания пальчиков («Пальчики – забияки») – это простейший набор движений. Можно расширить диапазон использования пальчиковых форм в повседневной работе с ребенком. Например, игрой «Наши пальчики» вы можете предварять лепку из пластилина, рисование, конструирование, аппликацию. Она поможет разогреть руки ребенка перед работой и ввести его в игровую ситуацию.

​ Помимо сжимания и разжимания пальцев, важно уделять внимание их расслаблению.(«Бабочки»)

​ Прежде чем показывать пальчиковую забаву ребенку, сначала сами проиграйте ее сюжет.

​ Перед игрой надо обсудить ее содержание, отработать ключевые жесты и комбинации пальцев. Это не только подготовит ребенка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой.

​ Следует медленно показывать позу кисти. При выполнении упражнения вместе с ребенком важно демонстрировать ему собственную увлеченность игрой.

​ Почаще приглашайте ребенка к совместным действиям.

​ Не ставьте перед ребенком одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение), т.к. объем внимания у него ограничен, поэтому сложная задача может сразу отбить интерес к игре.

​ Стимулируйте подпевание, старайтесь не замечать, если он поначалу делает что - то неправильно, хвалите за успехи.

​ Не забывайте, что ребенок воспринимает ваши действия зеркально. Произнося команду «влево», вы должны повернуть руку вправо, и наоборот.

​ Удерживание позы кисти руки чрезвычайно важно в пальчиковых играх («Слон»).

Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движений, очень пригодятся при развитии у ребенка навыков самообслуживания (застегивания и расстегивания пуговиц, молний и т.п.). Такие упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, ритм которых соответствует ритму выполняемых движений: «Братья».

Веселые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развивают чувство ритма.

Одни игры учат счету («Гусеничка»), другие, в которых ребенок должен действовать, используя обе руки, помогут усвоить понятия «выше», «ниже», «право», «лево» («Радуга»), познакомят с явлениями природы («Гроза») и с ее сезонными изменениями («Осенью»), расскажут, как зовется каждый пальчик («Наши пальчики»), создают представления о животных и их особенностях («Дельфины»), разовьют внимательность.

Пальчиковые и жестовые игры обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, но по этой же причине нельзя злоупотреблять ими – в течении дня к ним можно обращаться несколько раз, но понемногу.

Игры с пальчиками тренируют кисти рук (появляются подвижность, гибкость), что облегчает приобретение детьми навыков рисования и письма.

Отечественные ученые (В.М. Бехтерев, М.М.Кольцова, Л.В. Фомина и др.), выявили такую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Некоторые исследователи даже относят кисть руки к речевому аппарату. Поэтому, чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо не только заниматься произносительной стороной речи, но и развивать подвижность пальцев.

Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.

Пальчиковые игры побуждают детей к творчеству – ребенок пробует придумать новые образы и движения. Забавы, в которых ребенок гладит руку взрослого, загибает пальцы партнера по игре, важно для формирования у негочувствауверенности.

Важное значение жестовой игры заключается еще в том, что, будучи выразительно и красиво показанной взрослым, она дает импульс к возникновению в ребенке живого образа, стоящего за жестом, способствует развитию своеобразной внутренней, душевной подвижности. Занятия особенно интересны дошкольникам, если в них удачно соединяются рифмованная речь и движения.

Игры с пальчиками - это театр, актеры которого всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев веселые лица и придать им еще большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки (лучше использовать несколько фломастеров разных цветов); можно вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.п.

В заключение хотелось бы дать несколько простых рекомендаций по проведению игр:

​ Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настой.

​ Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем, и вам придется манипулировать его руками.

​ Не ставьте перед ребенком одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение) – сложная задача может сразу отбить интерес к игре.

​ Длительность игр с двухлетними малышами – 5-10минут; занятия с детьми 3-4лет не должны превышать 15минут; с ребятами 5-6лет – 25минут.

​ Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени.

​ Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте ребенку уверенность в том, что у него все получится.

Желаем вам успехов и приятных минут общения с детьми!

 

Пальчиковые игры

Слон

Бабочки

На прогулку вышел 
слон, 
Хоботом качает он. 
Топ – топ, топ – топ…



Говорю слону я: «Стоп!»

Средний палец правой руки-«хобот», все остальные пальцы – «ноги» слона. Слон должен идти, опираясь на все 4 ноги, не касаясь хоботом земли. 
«Слон» останавливается
Можно чередовать руки

Утром солнце засияет-
Бабочка с цветка взлетает.

По порхает – утомиться,
Отдохнет – опять кружиться.

Большие пальцы скрестить, ладони – горизонтально. Помахать ими.
«Бабочка» садится на стул, складывает «крылышки», затем снова летает.

Братья

Гроза

5 братишек в теплый день
Повстречали 5 друзей.
Старший братец – сильный малый, 
Друг его – моряк бывалый.
У второго братца друг
Знает несколько наук.

Средний братец – долговяз,
У него друг – водолаз.
У четвертого братишки
Любит друг смешные книжки.
А последний, младший брат
Ходит с другом в детский сад.

Локти стоят на столе, ладони напротив друг друга.
Соединить большие пальцы подушечками. 


Соединить указательные пальцы подушечками.
Соединить средние пальцы подушечками.

Соединить безымянные пальцы подушечками.

Соединить мизинцы пальцы подушечками.

Капли первые упали,


Пауков перепугали.

Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей.
Дождь полил как из ведра,
Разбежалась детвора.


В небе молния сверкает,
Гром гремит – не затихает.
Дождь прошел. И снова солнце
Засияло нам в оконце!

Указательными и средними пальцами постучать по столу.
Подушечками пальцев постучать по столу.
Пальцами постучать по столу.
Помахать кистями рук в воздухе.
Пальцами быстро постучать по столу.
Указательными и средними пальцами побегать по столу.
Нарисовать в небе молнию.
Хлопнуть в ладоши и кулаками постучать по столу.
Ладони поднять вверх.

Радуга

Пальчики - забияки

Высоко под облаками
В небе радуга над нами.
Выше, чем сосновый бор,
Выше дома, выше гор!

Рукой описать полукруг

Опираясь на локти паль-
цы растопырить.
Ладони соединить шалашиком.

Что за пальцы-забияки!
Ну не могут жить без драки.
Целый день друг с другом – бом!
Как бараны, бьются лбом.

Поставить ладони параллельно.
Поочередно ударять подушечками одноименные пальцы.

Наши пальчики

Подарок для заиньки

Пальчик с краешку – Большой,
Самый толстый и смешной.
Этот – Указательный,
Строгий и внимательный.
Этого зовут все – Средний,
Он не первый, не последний.
Этот палец – Безымянный,
Неуклюжий и забавный.
Этот маленький – Мизинчик,
Он у всех у нас любимчик.

Рука поднята вверх
Сгибать и разгибать все пальцы по очереди.

Свяжем мы для заюшки
Шерстяные варежки,

Наденем на лапушки, 

Поиграем в ладушки.
Купим сапожки - 
Наденем на ножки.

Будет заинька гулять 

И обновкой щеголять.

Взять в руки по карандашу и изобразить движения спицами. 
Поочередно погладить руки.
Похлопать в ладоши
Провести правой ладонью по левой руке затем наоборот.
Потопать ладошками по столу.
Похлопать в ладоши.

Тучи

Осенью

Вот столкнулись в небе тучи,
Заслонили солнца лучик.
Бились тучи – бом-бом!
А по небу – гром-гром!

Локти развести в стороны, кулаки слегка ударять друг о друга.
Хлопать в ладоши.

Ветры яблони качают,
Листья с веток облетают

Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.

Покачать пальцами
Плавно опускать кисти рук на стол.
Поскрести пальцами по столу.

Гусеничка

Кошка и мышка

Рано гусеничка встала, 


Потянулась, позевала.
Раз,2, 3, 4, 5 -
Вышла в сад она гулять.
На травинку заползала
И немножечко устала.

Раз, 2, 3, 4, 5, - 
Захотелось ей поспать.
Улеглась под одеяло,
Снов увидела немало.
А когда пора настала,
Бабочкой красивой 
стала!

Пальцы сжаты в кулак.
Указательный и большой пальцы упереть в стол и вытягивать.
Указательный и большой пальцы сгибать и вытягивать на столе.
Указательный и большой пальцы перемещать по карандашу.
Руку сжать в кулак.

Кулак накрыть другой рукой.
Скрестить большие пальцы и помахать кистями рук.

Кошка песенку поет,
Поохотиться идет.
Коготочки выпускает,
Мышку серую пугает.
Кисонька крадется тише, 
Каждый шорох в доме слышит.
Ну-ка, мышка, не зевай, 
Прочь скорее убегай!

Пальцы шагают по столу
Сжать кулаки на столе
Выпрямлять пальцы, выпускать коготки.
Пальцы правой руки «шагают» по столу.


Пальцы левой руки «убегают»

Дельфины

Дельфины кувыркаются
И по волнам катаются.


На спинке, на животике
Плывут, как пароходики.

Руки сложить в пригоршню. Выполнять волнообразные движения.
Перевернуть и имитировать волны.
Перевернуть вниз и имитировать волны.

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (28.09.2015)
Просмотров: 604 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]