Пятница, 03.05.2024, 19:13
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам

​​​​​​​Требования к наглядности в обучении детей с нарушением зрения\Шмелева Л. Л.

При обучении детей с нарушением зрения разнообразные средства наглядности применяются в значительной большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире, без каких –либо специальных условий. Причем 90% этой информации – зрительная. Ребенок, имеющий зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно.

При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала. Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной доступной форме. В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов.

1. Натуральные наглядные пособия: предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые подбираются специально для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий.

Требования, предъявляемые к натуральной наглядности:

Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены цветом.

Работа с натуральными наглядными пособиями способствует формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала. Наиболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит на целевых прогулках и экскурсиях. Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы окружающей действительности в непосредственной близости, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. При первичном ознакомлении детей с программным материалом («Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Посуда» и т.д.) в качестве наглядности обязательно предъявляются натуральные предметы. Лишь после тщательного изучения их свойств (мягкость, твердость, упругость, запах, вкус) на следующих занятиях можно перейти к муляжам, моделям, игрушкам, изобразительной наглядности.

 Следует отметить, что в некоторых ситуациях, когда невозможно представить детям для обследования натуральные предметы. Например, при изучении темы «Транспорт», «Животные жарких стран», «Животные Севера» т.д., сначала демонстрируют модели, игрушки, обследуют и обыгрывают их. Это позволяет детям с низкой остротой зрения позже – при наблюдении реальных объектов на экскурсии, в зоопарках, музеях – узнавать их даже на некотором расстоянии.

Натуральные предметы должны широко использоваться в качестве раздаточного материала на различных занятиях. Например, на специальных коррекционных занятиях при обучении детей приемам осязательного обследования, при обучении детей счету, составлению задач и т.д.

2. Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных, птиц, модели, макеты, геометрические тела.

Требования, предъявляемые к объемной наглядности:

Характерные признаки изображаемых объемных предметов должны быть точно переданы. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.

Величина раздаточного материала:

Острота зрения - Размер пособий

0,4 и выше            - 2 см

0,2-0,3                   - 2—3 см

0,05-0,1                 - 3-4 см

0,01-0,04               - 4-5 см

3. Дидактические игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда, транспорт, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и.т.

Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам:

Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение.

4. Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа-, кино-, видеоматериалы, плакаты.

Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности:

В изодеятельности образцы для показа должны быть в 2-2,5 раза больше детских работ, мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере. Для рисования можно применять как общую, так и индивидуальную натуру, а также дополнительную для 3-4 наиболее плохо видящих детей.

Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:

· выбор адекватного фона;

· выбор адекватного цвета, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (например, красный рядом с желтым часто видится оранжевым, синий — фиолетовым, фиолетовый с коричневым - черным, красный — бордовым);

· постоянное использование указки для показа;

· нахождение ребенка при показе объекта у доски со стороны открытого глаза (закрыт правый глаз — слева, закрыт левый глаз — справа);

· нахождение педагога у доски справа, обязательно лицом к детям;

· подача некоторых объектов на рассматриваемой картине с четким контуром (обводятся черным цветом по контуру). Индивидуальное предъявление зрительного материала осуществляется с расстояния не более чем 30-35 см от глаза ребенка с амблиопией и косоглазием. Материал для фронтальной демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаза с дополнительным индивидуальным показом, картинки на определенном фоне под углом 45 градусов относительно линии взора.

      Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), розовом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Предметы берутся крупные, яркие по цвету, точные по форме и деталям. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
На занятиях по математике размер предметов — до 15см, размер используемой натуры— 20-25 см, раздаточный материал — 2-5 см.  Весь демонстрационный материал должен соответствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор меньше капусты и т.д.

5.  Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы.

Требования, предъявляемые к графическим пособиям.

Они должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны детям, доступны для их зрительного восприятия и осмысления. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е. быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.

6. Символические наглядные пособия: исторические, географические, биологические карты.

Требования, предъявляемые к символическим пособиям.

Следует учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

7. Рельефные наглядные пособия включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность, рельефно-точечные барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные рельефным образом.

    Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.

Консультацию подготовила учитель-дефектолог Людмила Леонидовна Шмелева

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (07.04.2022)
Просмотров: 115 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]