Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам |
Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире, способом формирования личности ребенка, его познавательной и эмоциональной сфер, что особенно значимо для коррекции недостатков развития общения у детей с нарушениями зрения. Дети с нарушениями зрения испытывают гораздо больше коммуникативных трудностей, чем их нормально развивающиеся сверстники. Нарушение зрения делает ребенка менее любознательным, ограничивает возможность беспрепятственного изучения окружающей действительности. Как правило, такие дети имеют скудные, неполные представления об окружающем, не разбираются в сложной системе межличностных взаимодействий. В тоже время речевое недоразвитие резко ограничивает контакты ребенка и замедляет его коммуникативное развитие. Основные задачи формирования коммуникативных умений: - формирование алгоритма восприятия лица и тела; - обучение способам ориентировки «на себе», «от себя» в микро- и макропространстве; - обучение механизму произвольного воспроизведения изолированных элементов речи, мимики, жестов, интонации; - обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности; -обучение адекватному восприятию выразительных поз животных; -формирование приемов воспроизведения речевых конструкций; -формирование приемов воспроизведения основных эмоций; -формирование потребности в сопереживании; -формирование интереса к общению; - формирование самоконтроля и произвольной психорегуляции. Формирование коммуникативных умений на занятиях учителей – дефектологов происходит в основном посредством проведения дидактических игр, упражнений и заданий. А также физкультминуток, пальчиковых гимнастик, массажа рук и кистей, гимнастики для глаз. Тифлопедагог включает в свою работу игры и упражнение на развитие: - слуха и слухового восприятия; - тактильных ощущений; - вкусового восприятия; - обонятельного восприятия. В работе с дошкольниками с нарушением зрения особое внимание уделяется обучению тем общепринятым нормам поведения и культуры общения, которые позволяют приобрести умения и навыки способствующие благоприятной социализации. Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения обеспечивает успешную социализацию их в общество нормально видящих людей.
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия «Кто разбудил Мишутку?» Цель: учить различать знакомые голоса без зрительного анализатора. «Стеклянный – деревянный» Цель: учить по звучанию отгадывать, из какого материала сделаны предметы, находящиеся за ширмой (фарфоровая, металлическая, деревянная посуда и разные предметы из фарфора, металла и стекла). «Волшебная палочка» Цель: учить различать по звуку одну из трех игрушек: неваляшку, барабан, погремушку. Ход: Дети водят хоровод: Раз, два, три, четыре, пять, На глазах у ребенка, стоящего в кругу, повязка. На кого ведущий покажет палочкой, тот берет музыкальную игрушку и озвучивает ее. Ребенок в кругу должен узнать инструмент. Игры и упражнения на развитие слуха «Слушаем погоду» Цель: учить слышать и узнавать стук капель по стеклу, завывание ветра, вой метели, скрип снега под ногами. «Слушаем звуки улицы» Цель: дать представление о том, что у каждого предмета свой «голос» (гудок автомобиля, скрип закрывающейся двери, скрежет и визг тормозов, рев самолета, пение птиц). «Отгадай, откуда идет звук» Цель: учить определять и показывать рукой направление звука. Игры и упражнения на развитие тактильных представлений «Ритм для пальцев» Под чтение потешек, песенок, стихов щекотать поочередно кисть руки, саму руку, за ухом, живот. Игры и упражнения на развитие вкусового восприятия «Сладкое – соленое» Цель: учить узнавать сладкое и соленое. «Что самое вкусное?» Цели: Игры и упражнения на развитие обонятельного восприятия «В саду, в лесу, на огороде» Цель: учить по запаху определять то, что растет в саду, в лесу, на огороде. «Чем пахнут ремесла?» Цель: учить по запаху определять клей, бумагу, ткань, дерево (опилки, стружка), краски Материал подготовлен учителем-дефектологом Двоеглазовой И.В.
| |
Просмотров: 2461 | |
Всего комментариев: 0 | |