Суббота, 18.05.2024, 07:10
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения / И.В. Двоеглазова

     Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире, способом формирования личности ребенка, его познавательной и эмоциональной сфер, что особенно значимо для коррекции недостатков развития общения у детей с нарушениями зрения.

     Дети с нарушениями зрения  испытывают гораздо больше коммуникативных трудностей, чем их нормально развивающиеся сверстники. Нарушение зрения делает ребенка менее любознательным, ограничивает возможность беспрепятственного изучения окружающей действительности. Как правило, такие дети имеют скудные, неполные представления об окружающем, не разбираются в сложной системе межличностных взаимодействий. В тоже время речевое недоразвитие резко ограничивает контакты ребенка и замедляет его коммуникативное развитие.    
      В среднем и старшем дошкольном возрасте одним из основных средств коммуникации является речь. Таким образом коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста организуется и протекает благодаря связям нарушенного зрительного анализатора с сохранными. Они включаются в структуру стадий компенсации зрительного дефекта. Зрение и речь - представляют собой механизм овладения коммуникацией, так как их тесная взаимосвязь является основой перевода всех образов любой модальности на зрительные схемы
   Формирование коммуникативных умений и навыков происходит на всех видах коррекционных занятий: на развитие зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, развитии осязания и мелкой моторики и особенно на социально – бытовой ориентировке, в которую в свою очередь включены такие разделы как: ребенку о нем самом и окружающих людях; приобщение к труду взрослых; предметные представления; ориентировка, наблюдение и поведение на улице; ознакомление с явлениями общественной жизни; обучение движению на улице. Все это является основой для успешного формирования коммуникативных умений.

   Основные задачи формирования коммуникативных умений:
 - развитие, укрепление и стимуляция общей и мелкой моторики;

- формирование алгоритма восприятия лица и тела;

 - обучение способам ориентировки «на себе», «от себя» в микро- и макропространстве;

- обучение механизму произвольного воспроизведения изолированных элементов речи, мимики, жестов, интонации;

- обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности;

-обучение адекватному восприятию выразительных поз животных;

-формирование приемов воспроизведения речевых конструкций;

-формирование приемов воспроизведения основных эмоций;

-формирование потребности в сопереживании;

-формирование интереса к общению;

- формирование самоконтроля и произвольной психорегуляции.

   Формирование коммуникативных умений на занятиях учителей – дефектологов происходит  в основном посредством проведения дидактических игр, упражнений и заданий. А также физкультминуток, пальчиковых гимнастик, массажа рук и кистей, гимнастики для глаз.

Тифлопедагог включает в свою работу игры и упражнение на развитие:

- слуха и слухового восприятия;

- тактильных ощущений;

- вкусового восприятия;

- обонятельного восприятия.

В работе с дошкольниками с нарушением зрения   особое внимание уделяется обучению тем общепринятым нормам поведения и  культуры  общения, которые позволяют приобрести умения  и навыки способствующие  благоприятной социализации.

Развитие коммуникативных навыков у детей  с нарушением зрения обеспечивает успешную социализацию их  в общество нормально видящих людей.                  

 

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия

«Кто разбудил Мишутку?»

Цель: учить различать знакомые голоса без зрительного анализатора.
Ход: дети стоят в кругу и произносят слова: «Мишутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать».
Затем один из детей зовет Мишутку, стоящего в кругу. Водящий (Мишутка) должен отгадать кто позвал.                                       

«Стеклянный – деревянный»

Цель: учить по звучанию отгадывать, из какого материала сделаны предметы, находящиеся за ширмой (фарфоровая, металлическая, деревянная посуда и разные предметы из фарфора, металла и стекла).
Ход: Педагог по очереди задевает разные предметы, а дети должны назвать материал из которого они сделаны.

«Волшебная  палочка»

Цель: учить различать  по звуку одну из трех игрушек: неваляшку, барабан, погремушку.

Ход: Дети водят хоровод:   Раз, два, три, четыре, пять,
                                             Будет палочка искать.

На глазах у ребенка, стоящего в кругу, повязка. На кого ведущий покажет палочкой, тот берет музыкальную игрушку и озвучивает ее. Ребенок в кругу должен узнать инструмент.

Игры и упражнения на развитие слуха

«Слушаем погоду»

Цель: учить слышать и узнавать стук капель по стеклу, завывание ветра, вой метели, скрип снега под ногами.
Ход: дети слушают с закрытыми глазами звуки природы, а потом называют то что услышали.

«Слушаем звуки улицы»

Цель: дать представление о том, что у каждого предмета свой «голос» (гудок автомобиля, скрип закрывающейся двери, скрежет и визг тормозов, рев самолета, пение птиц).
Ход: дети слушают с открытыми глазами звуки улицы, а потом в группе педагог включает фонограммы этих звуков и дети называют то, что они услышали.

«Отгадай, откуда идет звук»

Цель: учить определять и показывать рукой направление звука.
Ход: водящий находится за спиной у детей, перемещается налево, направо, звоня в колокольчик, дети называют откуда идет звук.

Игры и упражнения на развитие тактильных представлений

«Ритм для пальцев»

Под чтение потешек, песенок, стихов щекотать поочередно кисть руки, саму руку, за ухом, живот.

Игры и упражнения на развитие вкусового восприятия

«Сладкое – соленое»

Цель: учить узнавать сладкое и соленое.
Ход: нужно приготовить одинаковые кусочки хлеба и печенья, посыпанные сахаром и солью, давать пробовать их поочередно.

«Что самое вкусное?»

Цели:
- активизировать вкусовой анализатор;
- учить определять напиток на вкус и обозначить его словом;
- учить выбирать из нескольких представленных жидкостей (кипяченая вода, компот, сок, молоко) конкретный напиток.
Ход: педагог дает детям различные напитки. Они отгадывают то, что попробовали.

Игры и упражнения на развитие обонятельного восприятия

«В саду, в лесу, на огороде»

Цель: учить по запаху определять то, что растет в саду, в лесу, на огороде.
Материалом для упражнения могут служить яблоки, апельсины, цветы, овощи.
Ход: педагог дает понюхать детям различные фрукты, овощи и т.д.. Они отгадывают то, что понюхали.

«Чем пахнут ремесла?»

Цель: учить по запаху определять клей, бумагу, ткань, дерево (опилки, стружка), краски
Ход: педагог дает понюхать детям различные предметы. Они отгадывают то, что понюхали.

Материал подготовлен учителем-дефектологом Двоеглазовой И.В.

 

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (21.12.2015)
Просмотров: 2461 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]