Суббота, 18.05.2024, 10:25
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам

Особенности воспитания детей с нарушением зрения/ Н.И. Попова

Ошибки в воспитании ребенка с нарушением зрения:

 1. Чрезмерная опека, лишение ребенка самостоятельности, подавление его активности, запрещение выполнять доступные и посильные действия ("Не бегай!", "Не бери сам!", "Не трогай!" и т.д.).

 2. Неадекватность предъявляемых требований в семье, излишняя строгость и настойчивость родителей в получении дополнительных знаний из-за боязни, что ребенок с дефектом зрения во взрослой жизни будет не востребован, что приводит к формированию повышенной моральной ответственности ребенка и создает предпосылки к развитию фобических реакций.

 3. Воспитание в стиле "кумир семьи", предупреждение любых желаний "больного" ребенка, что приводит к развитию эгоцентризма, неприспособленности от окружающих.

 4. Неприятие ребенка с физическим недостатком, способствующее формированию комплекса "нелюбимого ребенка" и приводящее к развитию у него невротических реакций.

Рекомендации родителям по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения:

 1. Чаще разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.

 2. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте (например: "Сейчас мы будем умываться. Вот мыло!").

 3. Повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения.

 4. Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.

 5. Используйте золотое правило: "Все, что только можно, предоставьте ребенку наглядно", широко используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте мини-экскурсии с ребенком; при этом обязательно стимулируйте активность ребенка на ознакомление с предметами.

 6. Учите малыша обследовать окружающие предметы с помощью не только зрения, но и осязания (на ощупь).

7. Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика: "Это кубик, посмотри внимательно - он красного цвета; потрогай, какой кубик гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы - вот они; есть и стороны - вот они").

 8. Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине (мячи, пирамидки, ленточки и т.п.). Объясните ребенку, какой мяч большой, а какой маленький.

 9. Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе), предложите ему положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: "То, что расположено около левой руки, - слева от тебя, а то, что расположено около правой руки, - справа от тебя". Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой руки ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.

 10. Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, давайте положительную оценку тому, что он делает: "Ты очень старался, молодец!", "Как красиво ты поставил игрушки!" и т.п. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.

 11. Стимулируйте двигательную активность вашего ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.

 12. Развивайте мелкую моторику ребенка, так как доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т.д.

Материал подготовлен учителем-дефектологом Поповой Н.И.

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (16.01.2014)
Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]