Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам |
Ошибки в воспитании ребенка с нарушением
зрения: 1. Чрезмерная опека, лишение ребенка
самостоятельности, подавление его активности, запрещение выполнять доступные и
посильные действия ("Не бегай!", "Не бери сам!", "Не
трогай!" и т.д.). 2. Неадекватность предъявляемых требований в
семье, излишняя строгость и настойчивость родителей в получении дополнительных
знаний из-за боязни, что ребенок с дефектом зрения во взрослой жизни будет не
востребован, что приводит к формированию повышенной моральной ответственности
ребенка и создает предпосылки к развитию фобических реакций. 3. Воспитание в стиле "кумир семьи",
предупреждение любых желаний "больного" ребенка, что приводит к
развитию эгоцентризма, неприспособленности от окружающих. 4. Неприятие ребенка с физическим недостатком,
способствующее формированию комплекса "нелюбимого ребенка" и
приводящее к развитию у него невротических реакций. Рекомендации родителям по воспитанию и обучению ребенка с
нарушением зрения: 1. Чаще разговаривайте со своим ребенком,
рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. 2. Все, что вы делаете вместе с ребенком,
проговаривайте (например: "Сейчас мы будем умываться. Вот мыло!"). 3. Повторяйте обращенные к ребенку слова,
просьбы, поручения из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с
нарушением зрения. 4. Учите ребенка внимательно и до конца
выслушивать взрослого и отвечать на вопросы. 5. Используйте золотое правило: "Все, что
только можно, предоставьте ребенку наглядно", широко используйте рисунки,
макеты, диафильмы, совершайте мини-экскурсии с ребенком; при этом обязательно
стимулируйте активность ребенка на ознакомление с предметами. 6. Учите малыша обследовать окружающие
предметы с помощью не только зрения, но и осязания (на ощупь). 7.
Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их
цвет, форму и величину (например, обследование кубика: "Это кубик,
посмотри внимательно - он красного цвета; потрогай, какой кубик гладкий,
подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы
- вот они; есть и стороны - вот они"). 8. Упражняйте ребенка в различении предметов
по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине (мячи,
пирамидки, ленточки и т.п.). Объясните ребенку, какой мяч большой, а какой
маленький. 9. Научите ребенка ориентироваться в микропространстве
(например, на столе), предложите ему положить руки на стол ладошками вниз.
Объясните: "То, что расположено около левой руки, - слева от тебя, а то,
что расположено около правой руки, - справа от тебя". Дотрагивайтесь
поочередно до правой и левой руки ребенка, делая указательные жесты направо и
налево от него. 10. Обязательно поддерживайте действия ребенка
поощрительными, ласковыми словами, давайте положительную оценку тому, что он
делает: "Ты очень старался, молодец!", "Как красиво ты поставил
игрушки!" и т.п. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то,
что вы от него требуете. 11. Стимулируйте двигательную активность
вашего ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики,
физических упражнений. 12. Развивайте мелкую моторику ребенка, так
как доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой
моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина,
вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т.д. Материал подготовлен учителем-дефектологом
Поповой Н.И. | |
Просмотров: 568 | |
Всего комментариев: 0 | |