Суббота, 04.05.2024, 01:59
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам

«Особенности речевого развития детей с нарушением зрения»\Шмелева Л. Л.

Когда в группе появляется ребенок, имеющий нарушения зрения, педагоги должны в первую очередь ясно представлять себе его индивидуальные возможности и потребности и то, чем они отличаются от потребностей и возможностей его нормальновидящих сверстников, с которыми ему придется играть, заниматься, трудится. Следует учитывать и такие их индивидуально-психологические особенности, как медлительность при выполнении заданий, частая отвлекаемость, связанные с быстрой утомляемостью при непрерывной зрительной работе. Поэтому все педагоги должны соблюдать следующие рекомендации:

  • Дети с низкой остротой зрения занимают первые места;
  • При светобоязни нужно посадить ребенка так, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза;
  • При сходящемся косоглазии место ребенка на занятиях - в центре;
  • При разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо посадить лучше видящим глазом к центру;
  • Рабочая поверхность при расходящемся косоглазии должна быть горизонтальной, а при сходящемся – вертикальной, при миопии -  глаукоме – вертикальной;
  • при окклюзии ребенка располагаем так, чтобы рассматриваемый объект находился со стороны не заклеенного глаза;
  • Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30-40см.;
  • Темп занятий должен быть снижен;
  • Показ предметов, картинок осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок мог проследить движение предмета до конца;
  • Обязательно проводить специальную гимнастику для глаз, физкультминутки и минутки отдыха;
  • Наглядность должна быть более крупной фронтальной (до 15-20см) и дифференцированной индивидуальной (1-5см); преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов; изображения должны быть простыми, без лишних деталей, с четким контуром, конкретным по отношению к фону; должен соблюдаться масштаб (машина меньше дома, дерево больше цветка). Необходимо использовать по возможности натуральные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни (или их реалистическое изображение);
  • Учитывать контрастность фона;
  • Ограничивать непрерывную зрительную работу соответственно возрасту и зрительным возможностям;
  • На занятиях, где основной упор делается на работу зрительного анализатора, через каждые 5-7 минут проводить корригирующую гимнастику для глаз, а также физкультурные паузы, так как быстрая утомляемость детей требует смены деятельности;
  • На прогулке ребенка с низкой остротой зрения ставить в паре с лучше видящим ребенком, при разной остроте зрения глаз ребенка ставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза, ребенку со светобоязнью – солнцезащитные очки обязательны.

Занятия с детьми, имеющими нарушения зрения проводятся по подгруппам и индивидуально в интересной для них ситуации – при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную, речевую и зрительную нагрузку с двигательной. Особое внимание обращать на возможность использования имеющего зрения (дидактический материал необходимой величины, окраски, и объемности), использовать рельефные картинки, «волшебные мешочки» с набором игрушек, кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слогов, слов, предложений. Для лучшего восприятия и усвоения необходимых знаний использовать не только иллюстрации, но рисунки и поделки самих детей.

Огромное значение в работе с этими детьми в целях формирования представлений о многообразии предметного мира придавать природной наглядности. Использование хорошей наглядности способствует углубленному и осознанному пониманию детьми материала, стимулирует их речевую активность.

Рекомендуем проводить игры, способствующие развитию слухового внимания. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, тактильными ощущениями помогают детям получать более полные представления об изучаемом предмете.

Неотъемлемой частью является совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса (динамические паузы, пальчиковые игры и т.д.). Потому что, у детей со зрительной патологией значительно снижается координация движений, их точность и согласованность действия рук и глаз.

Учитывая особенности слабовидящих детей, также обращать внимание на расширение их словарного запаса, на правильность соотнесения слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, грамматического строя и связной речи.

В силу психофизических особенностей и речевых нарушений часто у детей тонус общей и артикуляционной мускулатуры понижен или повышен. Поэтому на занятии обязательны динамические паузы и минутки релаксации. Рекомендуем использовать следующие приемы: речь с движениями, игры с мячом на закрепление грамматических категорий, подвижные игры и др., которые кроме зрительной и речевой памяти развивают и координацию движений.

Учитывая особенности речевого развития детей с дефектами зрения, можно сделать вывод:

  1. Нарушение зрения оказывает влияние на чувственное познание окружающего мира.
  2. Сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в психический процесс, влияет на весь ход психофизического развития и развития речи.
  3. Снижение уровня чувственного опыта, обедненность представлений и вторичных образов предметов окружающего мира, вербализм, трудности логического познания, снижение активности ограничивают возможности развития речи.
  4. Проблема компенсации нарушений речи и зрительного восприятия или трудностей, обусловленных ими в развитии речи ребенка, является одной из ведущих в работе логопеда; развитие словесно-логического мышления, умения четко, грамотно и логично выражать свои мысли речью, у детей с нарушением зрения является одной из важных сторон коррекционно-педагогической работы.
  5. Компенсация и коррекция речевых нарушений и последствий зрительных нарушений находится в тесной связи со знаниями состояния речевого развития детей, знаниями психофизиологического статуса детей с нарушением зрения и речи, их индивидуальных особенностей.

Учитель-дефектолог Шмелева Людмила Леонидовна.

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (22.12.2021)
Просмотров: 99 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]