Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам |
Когда в группе появляется ребенок, имеющий нарушения зрения, педагоги должны в первую очередь ясно представлять себе его индивидуальные возможности и потребности и то, чем они отличаются от потребностей и возможностей его нормальновидящих сверстников, с которыми ему придется играть, заниматься, трудится. Следует учитывать и такие их индивидуально-психологические особенности, как медлительность при выполнении заданий, частая отвлекаемость, связанные с быстрой утомляемостью при непрерывной зрительной работе. Поэтому все педагоги должны соблюдать следующие рекомендации:
Занятия с детьми, имеющими нарушения зрения проводятся по подгруппам и индивидуально в интересной для них ситуации – при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную, речевую и зрительную нагрузку с двигательной. Особое внимание обращать на возможность использования имеющего зрения (дидактический материал необходимой величины, окраски, и объемности), использовать рельефные картинки, «волшебные мешочки» с набором игрушек, кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слогов, слов, предложений. Для лучшего восприятия и усвоения необходимых знаний использовать не только иллюстрации, но рисунки и поделки самих детей. Огромное значение в работе с этими детьми в целях формирования представлений о многообразии предметного мира придавать природной наглядности. Использование хорошей наглядности способствует углубленному и осознанному пониманию детьми материала, стимулирует их речевую активность. Рекомендуем проводить игры, способствующие развитию слухового внимания. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, тактильными ощущениями помогают детям получать более полные представления об изучаемом предмете. Неотъемлемой частью является совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса (динамические паузы, пальчиковые игры и т.д.). Потому что, у детей со зрительной патологией значительно снижается координация движений, их точность и согласованность действия рук и глаз. Учитывая особенности слабовидящих детей, также обращать внимание на расширение их словарного запаса, на правильность соотнесения слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, грамматического строя и связной речи. В силу психофизических особенностей и речевых нарушений часто у детей тонус общей и артикуляционной мускулатуры понижен или повышен. Поэтому на занятии обязательны динамические паузы и минутки релаксации. Рекомендуем использовать следующие приемы: речь с движениями, игры с мячом на закрепление грамматических категорий, подвижные игры и др., которые кроме зрительной и речевой памяти развивают и координацию движений. Учитывая особенности речевого развития детей с дефектами зрения, можно сделать вывод:
Учитель-дефектолог Шмелева Людмила Леонидовна. | |
Просмотров: 99 | |
Всего комментариев: 0 | |