Суббота, 04.05.2024, 04:22
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам

​​​​​​​Как сформировать у младших дошкольников навыки безопасного поведения на дороге?\Шмелева Л.Л.

         При работе с детьми младшего дошкольного возраста следует придерживаться следую­щих принципов: не заучивать правила, а понять и осознать каждое из них; в дет­ском саду идет обучение не правилам дорожного движения, а правилам безопасно­го поведения на дороге, в транспорте, во дворе; непосредственно образовательная деятельность по безопасному поведению на улице должна проводиться не только по графику и плану, но и при любой удобной возможности.

     Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Так, в младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» пояснить, что, если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

Далее, дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, необходимо знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару парами, придерживаясь правой стороны.

Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа). Наблюдая за движением людей на переходе, дать детям понятие о том, что когда машины едут, люди стоят и ждут.

     Очень важно научить детей выделять звуки на улице, ориентироваться на них. Учить детей подражать этим звукам в процессе непосредственного наблюдения, восприятия и в играх. Формировать компенсаторные способы ориентировки на улице, определять на слух далеко ли едет машина, как звучит закрывающая дверь автобуса.

В этом возрасте необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

Поддержать детский интерес к теме ПДД помогают пальчиковые игры: «Правила движения», «Грузовик», дыхательные гимнастики: «Накачаем шины машине», артикуляционные гимнастики: «Транспорт», увлекательные физкультминутки: «По ровненькой дорожке», «В дороге», «Шофёры», «Полицейские на дороге» и др.

      Именно с этого возраста начинается подготовка ребенка пожизненной «профессии» участника дорожного движения - пешехода.

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

       Таким образом, занятия с младшими дошкольниками помогут сформировать у них сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобрести первичные знания и умения распознавать и оценивать опасные ситуации, определить способы защиты от них и выработать положительные привычки.

Консультацию подготовила учитель-дефектолог Шмелева Л.Л.

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (28.12.2022)
Просмотров: 62 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]