Суббота, 18.05.2024, 08:44
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам

Игры «Чудесного мешочка» / И.В. Двоеглазова

     Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роль осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из – за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно – практическими действиями, как это происходит у нормально – видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными.

Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умения выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир. Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира.

Для развития осязания и мелкой моторики кистей и пальцев рук хотелось бы предложить несколько дидактических игр «Чудесного мешочка». Игра «Чудесный мешочек» может проводиться в различных вариациях («Волшебный сундучок», «Волшебная корзинка», «Волшебная муфта» и т.д.), ее можно использовать хоть каждый день и детям она не надоедает, если менять сказочного гостя и содержимое «мешочка».


1.«Узнай предмет»
Цель:
Учить узнавать предметы по характерным признакам с помощью одного из анализаторов.
Оборудование: «Чудесный мешочек», формочки от пластилина.

Ход
Педагог показывает детям «чудесный мешочек» предлагает не глядя взять 1 предмет определить на ощупь, что взял. Если фигурки разного цвета, то можно вспомнить цвет.

2.«Назови цифру»

Цель: Учить узнавать предметы по характерным признакам с помощью одного из анализаторов.
Оборудование: «Чудесный мешочек», объемные цифры (буквы) приклеенные на крышки от детского питания.
Ход
Педагог показывает детям «чудесный мешочек» предлагает не глядя взять 1 цифру, определить на ощупь какую цифру взял.

3.«Узнай фигуру»
Цель: Учить узнавать предметы по характерным признакам с помощью одного из анализаторов.
Оборудование: «Чудесный мешочек», объемные фигуры приклеенные на крышки от детского питания.

Ход
Педагог показывает детям «чудесный мешочек» предлагает не глядя взять 1 предмет определить на ощупь, какую взял фигуру.

4.«Противоположности»
Цель:
Учить различать свойства поверхности предметов. Развивать тактильную чувствительность. Активизировать словарь детей.

Оборудование: «Чудесный мешочек», пары предметов с различной по фактуре поверхностью (можно на крышки от детского питания, например, «Агуша», приклеить наждачную бумагу, мех, поролон и т.д.)

Ход
В угре участвуют двое детей. Первый ребенок берет из «Чудесного мешочка» предмет не глядя и не доставая называет какую по фактуре поверхность он взял, например, шершавую. Второй ребенок должен найти предмет с поверхностью противоположной по значению, например, гладкую.
Пары: мягкое – твердое, гладкое – шершавое, пушистое – колючее.

5.«Парочки»
Цель:
Учить различать свойства поверхности предметов. Развивать тактильную чувствительность. Активизировать словарь детей.
Оборудование: «Чудесный мешочек», пары предметов с различной по фактуре поверхностью (можно на крышки от детского питания, например, «Агуша», приклеить наждачную бумагу, мех, пароллон и т.д.)

Ход
В угре участвуют двое детей. Первый ребенок берет из «Чудесного мешочка» предмет не глядя и не доставая называет какую по фактуре поверхность он взял, например, шершавую. Второй ребенок должен найти на ощупь предмет с такой же поверхностью.

6.«Смайлики»
Цель:
Учить определять различные по фактуре поверхности
Развивать восприятие, память, цветовую и тактильную чувствительность
Активизировать словарь детей.

Оборудование: «Чудесный мешочек», предметы с различной по фактуре поверхностью (можно на внутреннюю поверхность крышки от детского питания «Агуша», приклеить наждачную бумагу, мех, пароллон и т.д.), а с наружной стороны приклеить разноцветные рожицы с различными эмоциями («Смайлики»)

Ход
Ребенок берет из «Чудесного мешочка» предмет не глядя и не доставая называет какую по фактуре поверхность он взял, например, пушистую. Затем он вспоминает какая эмоция и какого цвета изображена на обратной стороне. Например, желтая улыбающаяся.
Можно играть в эту игру парами. Второй ребенок будет находить противоположные по значению фактуры и эмоции.

 

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (16.01.2015)
Просмотров: 1702 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]