Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам |
Для развития остроты зрения, фиксации взора, бинокулярного зрения, цветоразличения в нашем детском саду применяется специальная аппаратура, систематически проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия. Коррекционная работа тифлопедагога имеет три основных направления: развитие зрительного восприятия, формирование умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, социально-бытовая ориентировка. Развитие мелкой моторики включается во все виды деятельности. Задача сенсорного воспитания не сводится к тому, чтобы сообщить ребенку определенный запас знаний и умений, а предполагает на основе использования всей сохранной анализаторной деятельности – слуха, осязания, неполноценного зрения – формирование способов персептивных действий. Специально направленная лечебно-восстановительная и коррекционно-воспитательная работа в дошкольном возрасте помогает нам подготовить детей с нарушениями зрения к школе. Одной из составляющих готовности ребенка к школе является развитие зрительно-двигательной координации. Ребенку в процессе учебы часто необходимо одновременно смотреть на предмет и списывать его или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки. Вот почему в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является для меня одной из важных частей подготовки детей к школе. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлен факт наличия трудностей, возникающих в процессе овладения первоклассниками графическим навыкам письма. К причинам возникновения трудностей возрастного порядка можно отнести несовершенство нервной регуляции движений, слабое развитие мелких мышц руки, недостаточное окостенение запястья и фаланг пальцев, низкую выносливость к статическим нагрузкам и другие причины. Ребенок, имеющий проблемы со зрением, гораздо медленнее и менее качественно по сравнению с нормально видящими сверстниками справляется с выполнением графических заданий. Для детей с нарушением зрения характерны: плохое запоминание и различение конфигурации букв; неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов; ошибки пространственного характера; нарушение границ рабочего поля, строки; трудности при анализе рабочего поля; трудности в восприятии целостного объекта и др. Работа по овладению навыком письма с детьми, имеющими нарушения зрения, на подготовительном этапе должна обязательно включать систему упражнений, направленных на формирование зрительно-предметного гнозиса, развитие и совершенствование зрительно-моторной координации, мелкой моторики, развитие пространственного восприятия. На занятиях я развиваю у детей способности в узнавании предметов, сравнении изображений реальных предметов по величине, цвету, форме, пространственному расположению, в нахождении сходств и отличий. Учу различать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения и выделять контур заданного предмета из нескольких наложенных контуров. Контуры могут быть черными или разноцветными. Предлагаю детям задания, при выполнении которых формируется зрительное слежение в различных направлениях. Сначала в направлении сверху вниз, потом слева направо и по кругу, в направлении по часовой стрелке и против нее. Такая работа необходима для выработки правильного навыка письма, позволяющего ребенку достаточно легко осваивать скоропись. Затем предлагаю задания, с помощью которых навык зрительного слежения подкрепляется движением руки в направлениях сверху вниз, слева направо и по кругу против часовой стрелки, в результате чего у детей формируется зрительно-моторная координация. Успешному овладению зрительно-двигательными действиями способствует использование трафаретов, силуэтных и контурных изображений для обводки. В процессе систематических упражнений в рисовании, штриховке, обводке по трафаретам, контурам и силуэтам развивается самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений. Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к обучению письму в школе. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС человека. Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Уделяя должное внимание играм и упражнениям на развитие мелкой моторики и координации движений, я решаю сразу две задачи: косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребенка; готовлю к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем обучения в школе. Важной частью работы по развитию мелкой моторики является «пальчиковая гимнастика» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковую гимнастику провожу с детьми ежедневно по 3-5 минут. Сопровождение гимнастики стихами создает благоприятный, эмоциональный фон, обеспечивающий хорошую тренировку пальцев. Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Я предлагаю детям следующие задания и упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; нанизывание колец на тесьму, бусинок на леску; игры с мозаикой, конструктором; перебирание круп, зерен; сортировка камушек, ракушек по форме, величине; выкладывание из косточек разного цвета контурных изображений предметов и др. Большое значение для подготовки детей к школе имеет и развитие у них пространственного восприятия. От умения ориентироваться в пространстве зависит: правильное написание цифр; печатание букв, расположение их на листе бумаги; качество рисунков и многое другое. Для формирования пространственных представлений и способов ориентации в пространстве я привлекаю к участию различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Работу по формированию пространственных представлений начинаю с раннего возраста. Сначала создаю у детей четкие представления о своем теле, его симметричности, используя следующие приемы: зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела; рассматривание ребенком себя в зеркале; нахождение и называние частей своего тела; словесное обозначение их пространственного расположения (голова – вверху, ноги – внизу и т.д.); зрительно-осязательное обследование ребенком куклы, выделение и называние частей ее тела. Особое внимание уделяю умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. В обучении использую реальные чувственные ощущения детей. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети учатся ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов и используют это как систему отсчета. В этот период я развиваю умение выделять различные ориентиры: световые, звуковые, цветовые, осязательные. Следующим, более сложным этапом работы, является обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем. Провожу его последовательно по следующим направлениям: 1. Ориентировка в пространстве по картинке-плану (это картинка с реалистическим изображением игрушек, предметов, расположенных в микропространстве). Дети размещают игрушки в реальном пространстве так же, как на картинке-плане. 2. Знакомлю с условными (схематичными) изображениями предметов. Дети получают представление о том, что каждую игрушку или предмет можно изобразить условно, схематично, с помощью контура. 3. Формирую умение соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой: «Найди в кабинете предметы, изображенные на схеме»; «Расскажи, где расположен предмет, изображенный на схеме» и т.п. 4. Обучаю самостоятельному составлению простейших схем. Развиваю умение составлять схемы пути передвижения: «Расскажи, как пройти к музыкальному залу» и т.д. Навыки работы со схемами способствуют развитию пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно-пространственную ориентировку. Работа по формированию пространственных представлений у детей включает не только ориентировку в основных пространственных направлениях, но и на листе бумаги. Ориентировка в пространстве страницы, умение видеть пространственное расположение знака на бумаге – специфические требования учебной деятельности первоклассника. Ориентировка на листе бумаги необходима для успешной работы детей на уроках математики, чтения, письма, рисования, на уроках труда. Прежде всего, объясняю ребенку значение выражений в центре, посередине, справа, слева, левый верхний угол, правый нижний угол, середина левой стороны и т.д. Затем предлагаю ряд практических упражнений, заданий на закрепление. Устные диктанты: - создание орнамента из геометрических фигур под диктовку педагога; - нарисовать предметы на листе в заданном месте, рассказать последовательно о результатах работы; - на бумаге в клетку дети проводят отрезки в указанном направлении, отсчитывая определенное количество клеток. Если ребенок не допустил ошибок, то у него получается узор или рисунок. Определение местонахождения предмета на плоскости: - по признаку взаимного расположения объектов; - определение места предмета в ряду, в столбике (например, в каком ряду и на каком по счету месте стоит пирамида); - ориентировка по сторонам и углам прямоугольника; - ориентировка на картине по схеме; Строчное размещение на листе знаков, форм, элементов рисунка. Коррекционная работа ведется в тесной взаимосвязи с воспитателями. | |
Просмотров: 137 | |
Всего комментариев: 0 | |