Пятница, 03.05.2024, 23:59
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам

Чем полезны лабиринты детям с нарушением зрения. / Учитель-дефектолог Л.Л. Шмелева

Лабиринты издавна привлекают людей. Не случайно их можно найти в научных музеях, в парках, городках аттракционов, магазинах, библиотеках. Даже малыши любят искать дорожки в книжных лабиринтах. Выполняя задания или придумывая лабиринты самостоятельно, дошкольники задают вопросы об окружающем мире. Лабиринт – это не просто увлекательная игра, это прекрасный развивающий материал. В настоящее время существует большое разнообразие игр: нарисованные, сделанные из дерева, воды, камня, песка, манки, пластика, лабиринты –конструкторы, лабиринты с закрепленными деталями, лабиринты настольные, лабиринты- трансформеры…

   Игры-лабиринты способствуют развитию познавательной сферы ребенка, учат гибко и оригинально мыслить, видеть предмет под новым «углом зрения». Самое важное, что происходит во время игры в лабиринт- это движение глазного яблока в разных направленияхдля поиска правильного пути, т.е. развивается зрительно-моторная координация, глазомер и периферическое зрение. С помощью лабиринтов можно формировать графо моторные навыки, отлично развивать моторную функцию зрительной системы, которая отвечает за плавное движение глаз по строчке и странице во время чтения и письма, а тонкие осмысленные движения пальцев и кисти руки готовят руку к письму. Для ребенка с нарушением зрения овладения техникой письма является сложной задачей. Необходимо научить ребенка осуществлять тонко координированные ручные действия под контролем зрения, формировать у него зрительно-двигательную координацию движений. Кроме того, у детей вырабатываются усидчивость, упорство в достижении цели, желание и потребность узнавать новое об окружающем мире. Все эти качества необходимы для подготовки к школе.

    Лабиринты принадлежат к тем видам игр, которые способны удерживать внимание детей максимально долго, необходимо только лишь подобрать их в соответствии с уровнем развития ребенка. Такой неподдельный интерес детей к играм-лабиринтам обусловлен тем, что им нравится в первую очередь искать нестандартные решения из «сложной ситуации», а также менять ход событий на своё усмотрение. Ребенок учится принимать решения смело и рационально.

Аргументов вполне достаточно, чтобы обратить свое внимание на важность лабиринтов для детей с нарушением зрения. Остановимся теперь на вопросе, в каком возрасте какие типы лабиринтов следует предлагать ребенку и как это правильно делать.

Любой лабиринт проходят в три этапа: сначала проходят маршрут глазами, потом пальчиком, затем рисуем дорожку карандашом или фломастером любого цвета так, чтобы она не касалась стенок лабиринта. Начинать играть в лабиринты можно с двух лет, подбирая их по уровню сложности. Родителям следует обратить внимание на рекомендуемый производителем возраст.

Младший возраст

 Для детей младшего дошкольного возраста важно, чтобы родители эмоционально и интересно рассказывали о сюжете игры. Такой подход способствует появлению у малышей интереса к выполнению задания. Кроме того, использование лабиринта предполагает

последовательность определенных шагов. При первом знакомстве с лабиринтом по ознакомлению с окружающим миром (с природой) взрослый показывает, как можно пройти лабиринт, или проходит его вместе с ребенком. Далее ребенок ищет «дорогу» самостоятельно, показывая «путь» пальчиком или рисуя «дорожку» карандашом.

    Более сложный вариант предполагает использование макетов лабиринтов, в которой при постоянной основе взрослый меняет сказочных героев и задания по познанию окружающего мира. Для детей этого возраста очень важно, чтобы границы лабиринта были четкими, изображения персонажей – яркими, красочными, вызывающие положительные эмоции. Строение лабиринтов простое, с небольшим количеством тупиков.

Средний возраст

Чтобы четырехлетние дети научились правильно проходить лабиринты с наложением дорожек лучше сначала потренироваться с веревочкой. Для этого раздобудьте бельевую веревку и разложите ее на полу в виде извилистой дорожки. Скажите: «Ты будешь ходить по верёвочке, как мышка ходит в своей норке под землей». Затем выложите веревку в виде петли и предложите пройти всю веревочку от начала до конца. Проследите, чтобы ребенок прошел правильно петлю, в противном случае объясните, что мышка в норке должна идти только туда, куда ее ведет веревочка. Далее вы приподнимаете слегка часть веревочки, чтобы ребенок увидел куда «ведет» веревочка. Когда ребенок научится выполнять это упражнение, ему можно предложить напечатанные лабиринты с наложением дорожек (их можно найти в интернете и распечатать), для начала подбирайте попроще. И если ребенок все же испытывает затруднения при прохождении, нарисуйте в трудных местах «мостики». Постепенно переходите к более сложным вариантам.

   Старший возраст

   Пятилетние дети обычно уже хорошо справляются с различными лабиринтами и любят их проходить. Помимо обычных лабиринтов, им можно предлагать и лабиринты, где нужно прийти к какому-либо объекту, используя схематичный план. Эти лабиринты были специально разработаны психологом Л.А. Венгером для развития мышления дошкольников. В процессе игр закрепляются знания о природных явлениях и объектах. Например, улитке нужно доползти до цветка, пользуясь планом, которая нарисовала бабочка. Методика, следующая. Сначала следует рассмотреть план бабочки. Взрослый его проговаривает, а ребенок ведет по нему пальцем: «Улитка ползет наверх до цветка, затем поворачивает направо до пенька, потом ползет вверх до тюльпана, наконец поворачивает направо до нужного цветка». Затем, под диктовку взрослого, ребенок ведет пальцем по «настоящей поляне». На следующем этапе взрослый задает наводящие вопросы: «Куда ползет улитка? Куда она доползла? Посмотри на план». Наконец, ребенок самостоятельно чертит карандашом путь улитки. Проходя подобные лабиринты, ребенок учится самостоятельно, пользуясь планом проходить лабиринт, без подсказки взрослого.

  Таким образом, в развивающих играх-лабиринтах родители могут увидеть одни преимущества:

  • Положительное влияние на развитие мелкой моторики;
  • Стимулируют у ребенка желание к поиску выхода из сложной ситуации;
  • Развитие у детей усидчивости и внимания;
  • Формирование логического мышления, ведь в процессе игры он учится понимать связь между совершенным действием и полученным результатом;
  • Обучение самостоятельной игре.

 

 

 

 

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (18.03.2022)
Просмотров: 141 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]