Воскресенье, 05.05.2024, 01:39
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Инструктор по физкультуре » страничка для родителей

"Физические качества" инструктор по физической культуре Е.Н. Колесникова

К физическим качествам относятся сила, быстрота, выносливость, гибкость. Все они проявляются в движении и характер их проявления зависит прежде всего от структуры движения, от состояния спортсмена, условий выполнения упражнения.

          Развитие физических качеств происходит в процессе занятия. Физические качества – это отдельные стороны двигательных возможностей человека. Двигательные качества и физические – это два термина равнозначные. Воспитание физических качеств у детей связано с ростом и развитием организма: 1. Развитие одного качества положительно складывается на другом. Это говорит о том, что физические качества необходимо в комплексе развивать;  2. В ходе развития различных функций организма существуют критические периоды, когда прирост качества происходит быстрее.

          Существуют следующие методы воспитания двигательных качеств: равномерный, переменный, повторный, соревновательный, интервальный, комбинированный или метод круговой тренировки.

Равномерный – это непрерывная работа от нескольких секунд до нескольких часов с равномерной скоростью и умеренной интенсивностью. От длительности работы существует два варианта равномерного метода:

- Работа выполняется с предельной интенсивностью на соревновательной дистанции. Идёт воспитание специальной выносливости или проверка физического качества.

- Длительная работа умеренной интенсивности, выполняемая с равномерной скоростью. Идёт воспитание общей выносливости.

   Переменный характеризуется непрерывным выполнением упражнений, сменяющийся интенсивностью (бег со средней или большой скоростью чередуется с медленным бегом). Применяется для воспитания общей и специальной выносливости.

   Повторный характеризуется повторением одних и тех же упражнений с достаточными интервалами отдыха между ними. Чередование работы и отдыха создаёт условия для сохранения сил в организме, для выполнения последующей запланированной работы. Длительность интервалов отдыха зависит от самочувствия, применяется метод для воспитания быстроты и выносливости.

   Интервальный характеризуется многоразовым преодолением отрезков дистанции через определённо планируемые интервалы отдыха. Заранее планируется число отрезков дистанции, интенсивность, длительность выполнения упражнений.  

  Соревновательный характеризуется выполнением упражнений в условия близких к соревновательным с установкой на победу, имея высокий результат. На занятиях применяется в форме учебных соревнований.                           Круговой метод – это поточное, последовательное выполнение упражнений. Круговым называют, потому что упражнения выполняются по кругу, по станциям. При этом методе необходимо соблюдать следующие правила:

1. Подбирать упражнения в соответствии с целью занятия и с учётом переноса двигательных качеств и навыков; 2. Выполнение упражнений необходимо регулировать, учитывая подготовку детей. 

Мышечная сила и её воспитание.

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий.

Сила зависит от: - физиологического поперечника мышц;

- степени возбуждения нервных центров, ведающих сокращениями данной мыщцы;

- скорости химических изменений мышечной ткани;

- волевого усилия;

- состояние опорно-двигательного аппарата;

В практике применяются понятия абсолютной, относительной и взрывной силы.

Абсолютная сила – это сила, развиваемая в каком-либо движении определённой мышечной группой, применяется в метаниях, тяжёлой атлетике, в борьбе, где целью движения является преодоление внешних сопротивлений.

Относительная сила равна абсолютной силе, приходящейся на 1кг веса. Применяется в видах спорта, где необходимо преодолеть массу собственного тела, предать массе собственного тела большую скорость в каком-либо направлении (бег, прыжки).

В процессе двигательной деятельности динамические усилия могут проявляться в: - собственно-силовых движениях;

- скоростно-силовых движениях;

Собственно-силовые движения – это такие движения, в которых сила стремится к максимуму за счёт перемещаемой массы при приблизительной постоянной величине, сообщаемой ей ускорение, например, приседания.

Скоростно-силовые движения – это такие движения, в которых сила проявляется в увеличении ускорения, сообщаемого перемещаемой массе при сравнительно постоянной её величине (мышечная сила стремится к максимуму за счёт возрастания скорости сокращения мышц).

Разновидностью скоростно-силовых способностей является взрывная сила – развивать силу в каком-либо движении за короткий промежуток времени.

Те движения, в которых наблюдается значительное ускорение небольшой массы называются скоростными.

Средства и методы воспитания силы. Под влиянием физических упражнений мышечная сила возрастает в несколько раз. Средствами являются силовые упражнения, которые связаны с преодолением повышенного сопротивления.

При методике воспитания силы нужно учитывать следующие факторы:  

- величину отягощений;

- число повторений;

- темп выполнения упражнений;

- длительность отдыха.  

Быстрота и методика её воспитания.

Быстрота – способность человеком совершать двигательные действия с минимальной для данных условий затратой времени.

Способность быстро выполнять движения зависит от факторов:

1.От подвижности нервных центров;

 2.Волевых усилий;

3.Скорости химических процессов в мышцах, силы и эластичности мышц;

4.Совершенствование спортивной техники.                                                                 

Быстрота проявляется в трёх формах:

- быстроте ответного движения;

- скорости одиночного движения (шаг);

- частоте движений в единицу времени (темп движения).

Быстроту можно определить в беге на короткие дистанции, где проявляются все три формы: скорость двигательной  реакции (бег по сигналу), бег на дистанции (частота движения ног) и скорость каждого шага при беге.

Время двигательной реакции можно определить реакциометром.

Время одиночного движения  - пять выпрыгиваний, приседаний, регистрируется время

Частота движений, например, кисти рук за 5 секунд.

Воспитание быстроты.

При воспитании быстроты двигательной реакции, рекомендуется повторно выполнять ответные действия на заранее  обусловленный внезапный сигнал (прикосновение, команда).

Время реакции зависит от состояния здоровья, уровня тренированности.

Средства: подвижные, спортивные игры, специальные упражнения (приседания, повороты). Каждое движение выполняется на скорость 2 – 3 раза. Броски мячей в цель на скорость по сигналу.

Одиночное движение – это скорость движения руки при ударе копья или ударе по мячу, скорости ноги при ударе по футбольному мячу. Наибольшая быстрота одиночного движения достигается, если нет добавочного внешнего сопротивления.

При выполнении прыжков, метаний играет роль эффект мышечного напряжения – скоростно-силовые. Чтобы увеличить скорость, нужно увеличить мышечную силу, а это достигается повторным выполнением упражнения с отягощением в рамках основного спортивного навыка (метание снаряда с отягощением, прыжки с отягощением на поясе и т.д.). Отягощение следует применять, после освоения техники основного навыка без отягощения.

В циклических упражнениях быстрота проявляется в частоте движений. Для этого необходимо уметь быстро сокращать и расслаблять мышцы. Это будет повторное выполнение упражнений с возможно большей частотой, но без излишнего напряжения. При снижении темпа выполнение упражнения прекращается.

Средства: общеразвивающие упражнения, специализированные упражнения под музыку, звуковые сигналы (под счёт); сделать как можно больше движений (приседаний, выпрыгиваний за 5 – 10 секунд); бег на короткие отрезки 10 – 30 метров.

При воспитании быстроты упражнения выполняются около предельной или с предельной интенсивностью (95 – 100% от максимально возможной).

Занятия проводятся соревновательным и игровым методом.  

Выносливость и методика её воспитания.

Выносливость – это способность совершать работу заданной  интенсивностью в течение возможно более длительного времени. Так как длительность работы ограничивается в конечном счёте наступающим утомлением, то выносливость можно охарактеризовать как способность противостоять утомлению.

Длительность поддержания работоспособности при выполнении физических упражнений определяется:

1.Высоким уровнем спортивно- технической подготовленности;

2.Способность нервных клеток длительно поддерживать определённое возбуждение;

3.Высокой работоспособностью органов кровообращения и дыхания;

4.Экономностью обменных процессов;

5.Наличием больших энергетических ресурсов в организме;

6.Высокой сложностью физиологических функций;

7.Способностью бороться с субъективными ощущениями утомления при помощи волевых усилий.

Выносливость, которая проявляется при выполнении различных по характеру видов длительной физической работы умеренной интенсивности, условно называется общей выносливостью. Наряду с общей выносливостью существует специальная выносливость – способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определённом виде физических упражнений. Например, может быть специальная выносливость в работе максимальной интенсивности (в беге на короткие расстояния).

Воспитание специальной выносливости характеризуется двумя основными особенностями:

- воспитывается с помощью тех видов физических упражнений, в которых спортсмен специализируется;

- упражнения при воспитании специальной выносливости выполняются с интенсивностью адекватной соревновательной или близкой к ней.

При воспитании специальной выносливости важно установить оптимальное соотношение между интенсивностью объёмом работы. Это соотношение устанавливается в зависимости от избранной дистанции, уровня подготовленности занимающегося и изменяется на различных этапах тренировочного процесса. Чем короче избранная дистанция и выше частота движений, тем большую роль играет способность организма выполнять работу в условиях недостатка кислорода (в анаэробных условиях). Чем длиннее дистанция, тем большее значение приобретает развитие  дыхательных (аэробных) возможностей. Воспитанию специальной выносливости должно предшествовать воспитание общей выносливости.

Воспитание выносливости в циклических упражнениях.  В видах спорта циклического характера, где продолжительность работы при максимальной частоте движений не превышает одной минуты, в мышцах преобладают анаэробные процессы. При воспитании специальной выносливости в этих видах спорта является повышение анаэробных возможностей организма. Методика повышения анаэробных возможностей сводится, во-первых, к целостному прохождению соревновательной дистанции (длительность не более одной минуты) и, во-вторых, к повторному преодолению укороченных отрезков с интенсивностью близкой к предельной для данного отрезка и с интервалами отдыха приблизительно 2 – 3 минуты. Число повторений определяется подготовленностью занимающихся.  Повторений в одном занятии должно быть столько, чтобы скорость передвижения на последнем отрезке существенно не снижалась. Для воспитания специальной выносливости , скорость прохождения отдельных отрезков может несколько превышать среднюю соревновательную скорость, а сумма отрезков равняться длине соревновательной дистанции.

Ловкость и её воспитание.

Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения и успешно действовать в переменных условиях. Оценить трудно, но определяют либо по времени, затраченного на овладение упражнения, либо по времени, необходимого для изменения действий спортсменов. Ловкость воспитывается и совершенствуется в соревновательных и специально подготовленных упражнениях. Ловкость лучше всего воспитывается в школьном возрасте, когда наблюдается интенсивное развитие двигательного, зрительного, слухового и других анализаторов. На занятии по физкультуре упражнения  на ловкость включаются в подготовительную часть и в начале основной.

1.Для совершенствования дифференцировки мышечных усилий можно применять упражнения: прыжки в длину с места, прыжки на задание, метание на дальность в цель.

2.Упражнения для самосовершенствование способности  дифференцировки в пространстве: поднимание ног, рук до заданного угла с закрытыми глазами, воспроизведение определённого количества шагов, отрезков пути и т.д.

3.Упражнения для дифференцирования движения во времени: общеразвивающие упражнения; функция равновесия: стойки на одной ноге, упражнения на скамейках.     

 

    

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (07.08.2020)
Просмотров: 160 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]