Суббота, 18.05.2024, 16:31
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитатель » страничка для родителей

Рисование как средство коррекции отклонений в развитии детей с нарушением зрения / Н.И. Попова

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное положение. На всех видах занятий необходимо вести систематическую работу по развитию зрительного восприятия, формированию реальных представлений и умением пользоваться неполноценным зрением.

Рисование - это один из видов продуктивной деятельности, при которой у ребенка формируется не только изобразительные навыки, но в первую очередь реальные представления окружающей действительности. Ребенку, прежде чем начать изображать, необходимо достаточно точно представить предмет, который он хочет изобразить.

На всех этапах обучения детей рисованию придается большое значение формированию предметных представлений, развитию способов обследования предметов посредством различных видов восприятий: зрительного, осязательного, тактильно-двигательного и других.

Накопление зрительного опыта является одной из основных задач коррекционной работы на занятиях по рисованию в детском саду для детей с нарушением зрения. Особенно эффективны в коррекции зрительного образа предметов занятия по рисованию с натуры, где перед началом рисования дети изучают строение предметов, их цвет, пространственное расположение.

Наиболее продуктивно идет накопление зрительного опыта в процессе различных дидактических игр и упражнений, где дети в непроизвольной форме овладевают знаниями о предмете и средствах изображения. В процессе предлагаемых педагогом игр идет уточнение, расширение и обобщение предметных представлений, и одновременное формирование изобразительных навыков. Дидактическое упражнение «Обведи по трафарету изображения» учит детей анализу формы простейших предметов. Рисование по трафарету создает возможности для формирования изобразительных навыков.

Начиная с младшей группы надо создавать детям возможность рисования по готовым формам. В зависимости от состояния зрения, уровня развития изобразительных навыков предлагаются трафареты, по которым дети рисуют линии – «дождик», точки – «снежок», клетки – «платочек» и другие. Рисование по трафарету учит детей формообразующим движениям при изображении.

Для того чтобы дети научились замечать форму в различных предметах и соединять в группы эти предметы по одинаковой форме, надо давать им упражнения в рисовании разных предметов. Например: дети рисуют по трафарету солнце, мяч, шары, одуванчик и другие. Такие упражнения дают детям представление о разнообразии предметов округлой формы.

Продуктивная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной деятельностью ребенка с нарушением зрения, с его личностными качествами характера и поведения, а также с тем своеобразием специфических особенностей, которые возникают на фоне зрительной патологии. Рисование оказывает разностороннее влияние на формирование всей личности ребенка. Прежде всего, оно, являясь одним из средств отражения предметного мира, способствует развитию познавательной деятельности.

На занятиях по рисованию для коррекции и развития цветовосприятия дети упражняются в различении, назывании цвета, учатся воспринимать цветовую гамму. Известно, что при отдельных видах глазных патологий нарушается цветоразличение и цветовосприятие, поэтому рассматривание цвета в реальных предметах способствует обогащению опыта и знаний о цвете. Дети определяют цветовую насыщенность, тональность и контрастность в окраске предметов. Когда ребенок затрудняется в подборе красок, ему на помощь приходит педагог, который учит его способам получения нужного цвета, тональности, насыщенности, контрастности в изображении.

Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка с нарушением зрения, поэтому педагог учит детей ориентироваться в эталонах цвета соответственно спектру цвета. При этом он обращает внимание детей на то, что цвет является одним из выразительных средств, используемых в изображении, и им надо правильно пользоваться.

 

Статья подготовлена учителем-дефектологом Поповой Н.И. с использованием сайтов: https://pandia.ru/text/78/593/86915.php; http://pedlib.ru/Books/2/0458/2_0458-8.shtml#book_page_top

 

 

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (27.10.2019)
Просмотров: 379 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]