Суббота, 27.04.2024, 12:02
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитатель » страничка для родителей

«Обучение дошкольников самостоятельному составлению рассказов»\Охотникова А.П.

    Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий.     

Рассказы из личного опыта имеет большое значение для развития речи детей. Дети учатся использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, чётко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.

Основой для развития этого вида рассказывания является повседневная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, праздники, интересные случаи. Воплощая свои впечатления в форму рассказа, дети наглядно убеждаются в том, что обо всём можно рассказать живо, интересно.

 «Программой воспитания в детском саду» обучение рассказыванию на темы из личного опыта предусмотрено начиная со второй младшей группы. Однако в этой и в средней группе педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству.

В младшем и среднем дошкольном возрасте рассказы детей из личного опыта осуществляются через индивидуальное общение, беседы с детьми (индивидуальные и коллективные). В дальше детям предлагаются конкретные, близкие им темы: после праздника это могут быть темы «Как мы провели праздник»«Что нам понравилось на ёлке». После экскурсии по детскому саду «Что мы видели на кухне»«Наша няня» и др.

В средней группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание. Коллективное рассказывание широко применяется и в свободное от занятий время. Например, когда утром дети приходят в детский сад со свежими впечатлениями от увиденного или услышанного дома, воспитатель заводит общий разговор, своими вопросами направляя его таким образом, чтобы каждый ребёнок мог высказаться (о том, что он видел на улице, по телевидению и др.)

Занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в старшей и подготовительной группах. Для этого возраста рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.

Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду. Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог. Содержание ее усложняется от одной возрастной группы к другой. От качества словарной работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок. Накопленный словарный запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосочетания, правильно отражать воспринятое.

В рассказах на темы из личного опыта ребенок учится самостоятельно отбирать словесный материал, он, по словам Елизаветы Ивановны Тихеевой, «вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа». К рассказыванию из личного опыта относится и коллективное составления письма (заболевшему товарищу, детям другого города или страны)

Воспитатель записывает за детьми то, что они рассказывают о своей жизни в детском саду и помогает изложить содержание последовательно, интересно, грамматически правильно. Одновременно у детей развивается умение составлять специальные тексты, потому что письмо отличается от обычного рассказа и своим содержанием и структурой. Составление писем, помимо развития связной речи, оказывает большое воспитательное воздействие, вызывая у ребёнка дружеское отношение к детям других городов и стран, заботливая отношение к сверстникам и взрослым.

В старшей группе отводится 2-3 занятия из личных впечатлений детей, например, «Наши игрушки» - описание игрушки, которые есть у детей дома«Любимые игры в детском саду» - описать какие игры детям больше нравится, кто и с кем любит играть. На эту тему так же рекомендуются 2-3 занятия и ряд других занятийрассказы детей о любимых сказках, о прогулке в парк, как мы собирали ягоды и овощи.

В подготовительно к школе группе полезны темы эстетического характера«Мой друг»«Как мы помогаем малышам»«Хороший поступок моего товарища». Как это видно, все предлагаемые темы конкретны, посвящены одному определённому узкому вопросу. Отвлечённые темы, например случай из жизни, интересное приключение, смешной случай часто не вызывают необходимых ассоциаций в памяти детей. Как правило, ребёнка затрудняет необходимость анализа своего жизненного опыта. Чаще всего с таким заданием справляется лишь лучшие рассказчики. Но и они или копируют рассказ воспитателя, или откровенно фантазируют.

В подготовительной группе занятия по рассказыванию из личного опыта вводится с целью научить связно описывать последовательность действий и событийрассказы о нашем городе, как мы выращивали редиску, что мы умеем, как купить хлеб в булочной, как переходить улицу, как играть в кошки - мышки, наш детский сад, описать какое-нибудь животное, описание дома в котором живёт ребёнок.

Несколько занятий отводится на придумывание рассказов или сказок по теме предложенной воспитателемНапример, «Первый день девочки в детском саду»«Мой котёнок»«Как медвежонок справлял день рождения».

Рассказы из личного опыта требует большой помощи воспитателя, чтобы приблизить его содержание к рассказам детей, можно использовать форму воспоминания о своём детстве. Содержание образца может быть и вымышленным, главное, чтобы натолкнуть ребёнка на мысль о включении в рассказы наиболее полезного, положительного опыта из своей жизни и жизни сверстников (взаимопомощь, трудолюбие, аккуратность, любовь к животным).

Эффективность обучения этому виду рассказывания способствует установление контакта с родителями. С ними можно провести беседу о том, как обогатить детские впечатления в выходные и праздничные дни, где побывать, что и как посмотреть. В последствии можно составить альбом из детских рисунков и рассказов и показать его родителям.

Охотникова А.П. 

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (23.03.2023)
Просмотров: 103 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]