Понедельник, 20.05.2024, 15:10
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитатель » страничка для родителей

«Домашний игровой уголок младшего дошкольника. Его наполняемость»\Головизнина С.В.

В каждой семье, где растет маленький ребенок, должен быть игровой уголок. А чем он должен быть заполнен задумывается не каждый родитель! А ведь все просто! Для этого нужно знать возраст малыша.

Ребенок, возраст которого от года до двух лет, не умеет играть один, только со взрослым. Его самостоятельные игры очень кратковременны, он привлекает к ним взрослого. А так как ребенок учится ходить и говорить, этим исследует домашнее окружающее его пространство. Ребенок - везде. Весь дом - его развивающая среда, хотя у него уже есть специальные развивающие предметы - игрушки. Но обычно они перемещаются вместе с ребенком туда, где находится взрослый. Задача взрослых - балансировать на грани запрещения -разрешения (позволить ребенку исследовать ближайшее пространство, но избежать при этом опасных последствий для него самого, других людей и вещей). Но ведь ребенок растет, и у родителей возникает необходимость создания детского уголка для самостоятельных занятий малыша.

Игровой уголок - это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать. И устроить нужно так, чтобы ребенку было удобно полноценно развиваться!

  Нужен столик - простой, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью (однотонной, без рисунков и орнаментов), достаточно большой  для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т.п. Нужны два детских стула (один для ребенка, другой для взрослого, который при необходимости сможет легко присоединиться к ребенку). Стол надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне. Не забываем про открытый низкий стеллаж или этажерку, несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала.

      Оформленный таким образом детский игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет  собрать материал для детских занятий. Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности), а взрослый освобождается от лишних хлопот (доставать игрушки с недоступных для ребенка "высот" или извлекать из "глубин" шкафов). В игровом уголке ребенок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок.

  Итак, игровой уголок обозначен. Чем его наполнить? «Начинка» игрового уголка связана с занятиями, которым может предаваться ребенок в возрасте от двух до шести-семи лет, один или с близким взрослым, или с другом-сверстником.

«Играть, создавать, исследовать»- вот девиз, под которым происходит развитие дошкольника. Этот девиз объединяет игру (сюжетную и игру с правилами), продуктивную деятельность (рисование, лепку, конструирование), исследовательскую деятельность (сравнение свойств реальных объектов, классификацию символических объектов-картинок, установление пространственных, причинных, временных связей между явлениями окружающего мира). «И как же это все вместить?» – задаются вопросом родители. Ответ прост – не так уж много!

         Для сюжетной игры это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка) и мягкое животное, чаще всего плюшевый медвежонок, который в последствии обычно становятся своеобразным компаньоном ребенка, объектами его эмоциональной привязанности. Непременный приклад к этим персонажам - игрушечная посуда, соразмерные куклам кровать, кухонная плита, складная кукольная коляска (для девочки), грузовик (для мальчика).

 Для конструирования понадобится большой строительный набор из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету). Это универсальный материал (к тому же очень прочный), который ничто не может заменить и который пригодится ребенку вплоть до школы.

  Для рисования и лепки необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти (эти материалы должны все время пополняться по мере расходования).

 Дополним уголок несколькими настольными играми, мозаикой, детским лото с картинками, складными (разрезными) кубиками.

  На стеллаже отведем место для детских книг (слушание книг и рассматривание иллюстраций дает мощный импульс развитию ребенка).

 Игрушки, которые ребенок явно перерос, убрать. Игровые материалы, которые еще привлекают ребенка и полезны для его развития, можно сложить в один из контейнеров в игровом уголке (до трех-четырех лет пригодятся пирамидки, доски-вкладыши и миски-вкладыши, стержни для нанизывания разноцветных шаров.

  Не нужно забывать о том, что избыток игрушек плохо сказывается на развитие ребёнка. Время от времени стоит вместе с ребёнком заняться «расчисткой игрового уголка». Старые изношенные игрушки выбросить, что – то отнести в детский сад, раздарить, отвезти на дачу. Дети – большие собственники и с неохотой расстаются даже с не любимыми игрушками. Поэтому к расчистке следует отнестись деликатно и поначалу, может быть, просто собрать часть игрушек и отправить на антресоли, чтобы они, по крайней мере, не загромождали пространство и не создавали мешающий сосредоточиться калейдоскоп. 

  Подбирать игрушки для ребенка следует, исходя из следующих принципов:

игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру (сюжетную или с правилами);

игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности (игра ребенка двух лет - не то же самое, что игра ребенка шести лет);

игрушки должны соотноситься с полом ребенка (навязывание игрушек, соответствующих противоположному полу, например кукол мальчикам, а ковбойского снаряжения девочкам, начиная с четырех лет, может привести к искаженному личностному развитию, нарушению поло ролевой идентификации ребенка).

Главное, игровой уголок – ЭТО личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управлять своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.

По интертет ресурсам.  Воспитатель: Головизнина С.В.

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (04.10.2021)
Просмотров: 108 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]