Четверг, 09.05.2024, 20:29
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитатель » страничка для родителей

Дидактические игры и их значение для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста / Головизнина С.В.

    (консультация подготовлена по интернет ресурсам)

Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Таким образом, формирование у детей дошкольного возраста сенсорной культуры является основой в развитии. Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир, объекты природы и многое другое. В процессе игр с предметами решаются различные образовательные задачи, в том числе развитие мышления, речи, расширение знаний и умений детей.

Игры, предназначенные для детей младшего возраста, могут быть направлены на совершенствование мелкой моторики руки и зрительной координации своих действий. В старшем дошкольном возрасте дидактические игры служат средством развития навыков согласования движений предплечья, кисти и пальцев рук и осуществления за ними зрительного контроля, что является важным этапом подготовки к школьному обучению.

Дети получают информацию о предмете в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом

В группах детского сада создается предметно-развивающая среда: игровой уголок, музыкальный, уголок ИЗО, уголок наблюдений. А оборудован дидактическим материалом: пирамидки, кубы с отверстиями разной формы, игрушки-шнуровки, матрешки, крупный и мелкий конструктор, цветные палочки Кьюизенера, мозаики, пазлы.

Во время прогулок с ребенком проходят наблюдения за явлениями природы (солнцем, снегом, дождем, за домашними животными, деревьями, кустарниками, листьями, обращается внимание детей на цвет, форму, размер, на качества и свойства предметов и явлений. Ну улице можно поиграть в такие игры -  упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Выложи сам» (выложить солнышко из камней, снежинку из палочек и т. д, «Нарисуй палочкой», «Выложи узор»; упражнение «Угадай» - на тактильную чувствительность (дети угадывали на ощупь, что положили в ладошки: камешек, шишку или палочку). Ежедневно проводить с дошкольником пальчиковые игры: «Рыбки», «Птички», «Повторяй за мной», и другие.

Но что же такое – дидактическая игра? Дидактическая игра –это игра познавательная, она направлена на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она обогащает чувственный опыт ребенка и развивает его умственные способности, в том числе умения сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы и умозаключения.

То есть, перед детьми ставится игровая задача и необходимость выполнения конкретных практических заданий в ходе игры.

Игровые действия – действия, помогающие ребенку решить игровую задачу.

Все компоненты дидактической игры взаимосвязаны и не могут существовать отдельно друг от друга. Дидактические игры делятся на 3 группы: игры с предметами (реальные предметы), настольно-печатные (игры типа «Домино», типа «Лото», типа «Лабиринт» и разные виды разрезных картинок) игры и словесные (загадки, перевертыши, прибаутки, потешки). В старшем возрасте дети учатся подбирать слова по различным признакам, различать реальные и нереальные ситуации, высказывать предположения, сочинять рассказы и сказки. Оказывая положительное влияние на речевое развитие, словесные игры стимулируют развитие воображения и фантазии, памяти, образного и логического мышления.

 Игры с правилами – отличаются тем, что в них есть обязательные для всех правила, которые определяют игровые действия и взаимоотношения детей в игре. Среди дидактических игр типа «лото», «домино» и маршрутные игры. Результатом игры с правилами является выигрыш одного из участников, поэтому дошкольники начинают понимать необходимость сравнения своих результатов с другими и ориентироваться на выигрыш, а это, в свою очередь, приводит к появлению состязательных отношений в игре. Поэтому можно сказать, что дети в игре с правилами осваивают одну из форм совместной деятельности, что является необходимым условием для их дальнейшего социального развития.

Таким образом, дидактические игры являются эффективным средством сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. дидактическая игра – это и игровой метод обучения, и форма развития, и самостоятельная деятельность, и средство всестороннего развития полноценной личности ребенка.  

 

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (22.03.2022)
Просмотров: 102 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]