Главная » Статьи » Воспитатель » советы педагогам |
Для детей этого возраста понимание смысла произведения зависит от его личного опыта. Такие произведения понимаются детьми быстро и легко. Поэтому для чтения нужно подбирать тексты с простым и понятным одним планом действий, часто повторяющимся сюжетом, близким к их опыту. Малыши ещё не различают реальность и вымысел, поэтому и оценивать поступки героев они могут по-другому, не как взрослые. Например: детям часто жалко лисичку, такую хорошую и «добрую» или волка, который ходит по лесу голодным. В произведениях они в первую очередь видят действия и поступки героев, часто не понимая его переживаний, мотивов поведения. И на это взрослым следует обратить внимание ребёнка при обсуждении произведения. Дети с повышенной эмоциональностью часто очень активно переживают за героев: топают ногами, хлопают в ладоши, плачут, они могут прерывать чтение вопросами, уточнениями. К 4-5 годам расширяются возможности детей в восприятии художественного произведения. Они становятся способными эмоционально и целостно воспринимать текст, выделять тех или иных героев, отдельные эпизоды, устанавливать некоторые причинно-следств
Необходимо создать комфортную обстановку, когда дети свободно размещаются вокруг взрослого в ожидании приятных восприятий от общения с книгой. Читать текст малышам следует неторопливо, выразительно, эмоционально. Сказки лучше рассказывать, создавая своей интонацией, мимикой, жестами атмосферу таинственности, завороженности. Знакомство со сказкой может сопровождаться демонстрацией основных моментов сюжета с помощью игрушек или персонажей кукольного театра. Такая наглядная демонстрация помогает малышам удерживать внимание, следить за ходом действия. Лучше понимать происходящее. После чтения и рассказывания проводится небольшое обсуждение, позволяющее взрослому понять, как дети поняли смысл текста, что их затронуло и почему. Нужно создать детям условия для неоднократного «соприкосновения
Очень важно научить малыша вникать в смысл запоминаемого текста, а не стремиться к механическому заучиванию. Рекомендуется повторить одно и то же стихотворение несколько раз в течение короткого времени. Особенно в сочетании с практическими действиями: имитация движений по ходу сюжета, пальчиковая игра. Ещё один способ заучивания стихотворения – это с опорой на серию сюжетных картинок, иллюстрирующих развитие действия. Дети слушают уже знакомый текст, проговаривают отдельные слова, могут запомнить одно-два четверостишья. Важным приёмом запоминания является повторение, сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно. Кроме того детям интересно воспроизвести стихотворение в новой ситуации, например в новой роли – не запоминающего, а знающего и понимающего. Для этого можно предложить рассказать выученное стихотворение другому ребёнку или взрослому, родителям дома и др. выученные детьми стихи включаются в сценарии утренников и праздников. Ответы на вопросы подготовлены старшим воспитателем Солодянкиной С.С. по пособию Н.Е. Васюковой «Художественная литература для детей 3-5 лет».
| |
Просмотров: 309 | |
Всего комментариев: 0 | |