Понедельник, 29.04.2024, 05:49
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитатель » советы педагогам

​​​​​​​Создание условий для двигательной активности дошкольников\Ямашева Т.Ф.

            Дошкольный возраст является периодом наиболее быстрого развития и функций организма ребенка. Крепкий, полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а, заболев, справляется с ними с меньшими отрицательными последствиями. Поэтому создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного развития организма детей дошкольного возраста – задача первостепенной важности.

Двигательная активность обусловлена многими факторами:

  • Социальными (режим дошкольного учреждения, профессиональная подготовленность воспитателя, постановка физического воспитания)
  • Природными (климат, сезоны года)
  • Биологическими (состояние здоровья, возраст, половые различия, функциональные особенности центральной нервной системы и высшей нервной деятельности)

В дошкольном возрасте не установлено существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек. Также установлено, что весной и летом дети двигаются больше, чем осенью и зимой. На повышение двигательной активности оказывают влияние достаточная площадь для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных пособий.

Недостаточный объем двигательной активности изменяет соотношение мышечной и жировой ткани в пользу последней, и масса нарастает за счет увеличения жироотделения. А дефицит мышечной массы при отсутствии достаточного объема движений приведет в дошкольном возрасте к ранним (начальным) отклонениям осанки, нарушениям мелкой моторики, плохо сформированной стопе, ОНР, слабости брюшных мышц, косоглазию.

Установлено, что при достаточном объеме двигательной активности происходят значительные изменения в функционировании сердечно-сосудистой системы: увеличивается удельный объем сердца, уменьшается частота сердечных сокращений, увеличивается физическая работоспособность ребенка).

    Двигательная активность эффективно влияет на все психические процессы. Установлено, что упражнения для пальцев рук являются мощным стимулом для своевременного возникновения речи и дальнейшего ее совершенствования.

            Необходимо знать некоторые правила разработки двигательной активности:

  • Общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 60% периода бодрствования;
  • Содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям;
  • Определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, которые проходят через индивидуальные и организационные формы работы;
  • Периоды активности чередуются со «спокойными» видами деятельности;
  • Каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно.

Все формы организации физического воспитания в единстве представляют суммарную физическую нагрузку за день, которая должна отвечать индивидуальным возможностям детей.

Нагрузка распределяется в течение дня с учетом времени, наиболее естественного для той или иной деятельности, носит волнообразный характер.

Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Однако в те дни, когда проводятся физкультурные занятия, для прогулки подбираются более спокойные виды деятельности.

Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам после дневного сна. В то время нецелесообразны организованные физические упражнения. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав для этого условия.

Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственного характера.

У малоподвижных детей воспитывают интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию двигательных умений и навыков. Малоподвижность следует рассматривать как серьезный недостаток поведения ребенка.

Физкультурное оборудование должно включать элементы игрового материала. Подбирая оборудование для детей, следует придерживаться определенных правил: оно должно быть многофункциональным, легко трансформируемым, прочным, безопасным. Хранится оборудование в доступном, удобном месте, так, чтобы его в любое время можно было внести в комнату или убрать.

Для активных действий ребенку нужны крупные игрушки, которые вовлекли бы в двигательный процесс весь его организм, ведь из литературы известно, что крупные двигательные процессы (макромоторные) преобладают над мелкими. Это обуславливается постепенностью развития детского костно-мышечного аппарата.

Большие возможности для развития движений детей имеются на прогулке, особенно в весенне-летний период. Оборудуя участок, руководствуются максимумом двигательных возможностей детей.

Во время утреннего приема двигательная активность детей должна быть спокойной, поэтому пособия рассчитываются на умеренную, среднюю подвижность детей. Учитывается и еще одно обстоятельство: воспитатель занят приемом детей, он не может уделить должного внимания организации двигательной деятельности воспитанников, поэтому преимущество отдается пособиям для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: шнур, скакалка, веревка, доска обычная, ребристая, наклонная, кубы, кегли, дуги и т.п.

В первой половине дня пособия даются детям перед занятиями и на прогулке. В этот период дети должны отдохнуть перед сидячими занятиями  Движения детей в этот период предусматриваются более сложные, требующие специальной подготовки воспитателя.

Во второй половине дня двигательная активность детей организуется непосредственно после сна (в этом случае ее можно сочетать с воздушными ваннами. В этот период двигательная активность может быть подвижной, высокоэмоциональной, творческой. Многочисленные движения дети выполняют с мячами, обручами, разными по размерам, выполненными из разных материалов.

Все руководство занятиями строится на основе индивидуализации. Необходимо:

  • Наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;
  • Предусматривать каждому ребенку место для движений, чтобы никто не мешал,
  • Привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке;
  • Снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, выбрать пособие для движений, помочь вопросом, советом;
  • Пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, куклу, обруч, скакалку и т.п.) и показав варианты действий, если это необходимо;
  • При знакомстве с новой игрушкой показывать ее в первую очередь малоподвижным детям, сопровождая показ несложными активными движениями и перемещениями в пространстве, детям большой подвижности – движениями, требующими точности, сдержанности, осторожности (ходьба, бег, прокатывание мяча по ограниченной плоскости; все виды лазания и т.п.)
  • Отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующих активных действий; чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;
  • Никогда насильно не усаживать на место подвижного ребенка – необходимо с помощью сюжета внести в его бесцельную беготню целесообразность. («Мне кажется, ты едешь на машине? Но почему без руля? Твоей машине нужен настоящий руль, тогда ты будешь замечательным шофером, вот этот подойдет?»);
  • Иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
  • Обыгрывать новые пособия и игрушки, показывая, как по-разному можно с ними действовать. Например, по доске ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать машину, мяч; скакалку можно крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения, в том числе и с куклой; мяч – вращать на месте, прокатывать, подкидывать, бросать, отбивать, играть вдвоем и т.д.

Таким образом, особое, опосредованное руководство самостоятельной деятельностью может удовлетворить высокую потребность движений детей дошкольного возраста.

Информацию подготовила Ямашева Т.Ф.

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (02.04.2022)
Просмотров: 71 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]