Понедельник, 29.04.2024, 03:39
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитатель » советы педагогам

Составление описательных рассказов детьми младшего дошкольного возраста» / г н. гилязова

Обучение дошкольников описательным рассказам — это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи. Она оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, воображения.

В детском саду дошкольников учат следующим видам описательных рассказов:

- описанию картин.

- описанию игрушек и натуральных предметов;

В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап в обучении детей рассказыванию по картине, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Речь ребенка носит характер диалога со взрослым.

 Основные задачи педагога в работе по картине сводятся к следующему:

1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Методика обучения описанию картин:

Структура занятий по ознакомлению детей с картиной:

 Внесение картины и рассматривание ее детьми самостоятельно.

 Занятия можно начинать с небольшой вводной беседы, цель ее – выяснить представления, имеющиеся у детей, и создать эмоциональный настрой.

 Рассматривание картины по вопросам.

 Заключительный рассказ-образец воспитателя.

 После первого занятия картина остаётся в группе на всё время работы с ней (на 2-3 недели) и всё время находится в поле зрения детей

Методические приемы:

Дети не умеют рассматривать картины, поэтому акцентируем внимание на объекте, какой, что у него есть. Дети не могут понять, что значит мягкая пушистая, для этого- связь с игрушкой.

 Вопросы.

 Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»)

 Художественное слово.

 Игровые приемы.

 Выбор объекта и рассказывание о нем.

 Связывание нарисованного объекта на картине с показом игрушки.

 К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

Требования, предъявляемые к подбору картин

 (младший возраст)

 В этом возрасте картина почти никогда не является источником новых знаний.

 Композиция картины должна быть простой т.е. картины одноплановые.

 Количество персонажей от 1 до 4.

 Содержание картины должно быть детям доступно.

Особенности описательных рассказов по картине детей младшего дошкольного возраста:

 Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных систем и действий.

 Не составляют самостоятельных описательных рассказов. Преобладает вопросно-ответная форма диалога со взрослым

 Дети в младшей группе ещё только учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов.

Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. В младшем возрасте главной целью является - обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Большую роль играют не только вопросы взрослых, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений, расширению словарного запаса слов. При повторном рассматривании картины новые слова, словосочетания закрепляются в памяти детей. Большое значение имеет ваша речь: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной и понятной для вашего ребенка. Таким образом, вы научите детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность. При рассматривании картины надо упражнять детей в связных высказываниях, формировать внимание к точной и эмоционально выразительной речи. Картины помогают обогатить содержание детских высказываний, усиливают желание ребенка делиться впечатлениями, мыслями, чувствами. Описательный рассказ– это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности.

Консультацию подготовила воспитатель Гилязова Г.Н.

 

 

 

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (09.11.2022)
Просмотров: 119 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]