Среда, 15.05.2024, 05:56
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитатель » советы педагогам

Слово о похвале / Дорофеева К.В., Карпикова Г.А.

Похвала — очень важная часть воспитания. Из того, за что нас хвалят и ругают — мы делаем выводы о том, что хорошо, а что плохо. Получаем какое-то представление о себе самом и о мире, в котором мы живем.

Похвала — положительная оценка того, что мы делаем — так же может быть положительной оценкой нас самих. Если нас хвалят, мы думаем что мы хорошие, к нам хорошо относятся, нас любят. Для ребенка очень важно знать, за что его будут оценивать хорошо, какие поступки и действия помогут другим людям относиться к нему хорошо.

Многие ситуации воспитания и обучения детей строятся на поощрениях и порицаниях. Известно, что дети любят, когда их хвалят взрослые. На этом основана большая часть педагогических воздействий. Случается, что похвала взрослого иногда обрушивается на ребёнка совершенно для него неожиданно. Так что ребёнок иногда не понимает, за что же это его сейчас похвалили. Оказывается, одни педагоги считают важным помнить о возможности детского обмана, а потому не спешат с похвалой. Другие же направо и налево сыплют: то молодец, и умница.

В своей педагогической деятельности мы используем социо-игровые технологии. Они наиболее эффективно помогают оказать поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Социо-игровая технология была начата по заданию А.В.Запорожца в НИИ дошкольного воспитания еще в 1981 году. В дальнейшем эта технология получила свое развитие в трудах таких ученых, как доктора педагогических наук Вячеслава Букатова. Что же говорит по этому поводу В.Букатов?

Что мы ценим? Похвала- это всегда социальная поддержка. С помощью похвал взрослые выражают социальную значимость того или иного детского поступка. С другой стороны, удачное преодоление человеком препятствий на пути достижения желанной цели вызывает в нём самом положительные эмоции.

Хвали с умом.

Вячеслав Букатов считал, что любому воспитателю следует хвалить своих воспитанников не абы за что, а за удачное преодоление препятствий. И в своей статье приводит несколько примеров:

- пересилил ребёнок своё желание от боли или обиды поплакать (или даже покричать), не помешал, не напугал своим криком окружающих, перетерпел - молодец! А если и больно не было, и не плакал, так и хвалить его не стоит.

- не закатил истерику, от того что взрослые поступили не по его желанию, - молодец!

В каждой педагогической ситуации – свои парадоксы, свои решения. Иногда можно похвалить за молчание, а иногда - лучше этого не делать. То же самое можно сказать и о проявлениях инициативности, смелости и уж тем более - скромности. Делать ребёнка «героем» за каждую его победу - опасно, так как ребёнок начинает быстро привыкать к похвале, а потом ждать её снова и снова. Чувство победы должно связываться не только с чьей-то похвалой или признанием геройства, сколько с собственной радостью. Свои победы ребёнку полезно отмечать самому, даже если их не видят и не ценят, будь это сверстники или же сам педагог. Ведь жизнестойкость человека предполагает его способность самостоятельно принимать на себя жизненные обязательства, не рассчитывая на моральную поддержку или на материальное вознаграждение.

Ребенка нужно хвалить за результат. За то, что у него раньше не получалось, перестал бояться чего-то, помог по дому. Хвалить надо в том случае, если ребенок пытался, старался, возможно в чем-то ограничил себя (поделился вкусной шоколадкой с другом).

Нельзя просто сказать несколько хороших слов мимоходом. Ребенок не увидит искреннего чувства со стороны хвалившего, похвала вскользь ему не принесет ничего хорошего. Очень важно хвалить искренне, радуясь за свое чадо и при этом добавить ласку, небольшой подарок.

Представим себе умненького, веселого, уверенного в себе (умеющего считать и читать печатные буквы) домашнего дошкольника. Приходит пора, и он оказывается за партой. Выполнить те задания, которые обычно учителя готовят для первых уроков, и ответить на любые учебные вопросы по программе он может легко. Поэтому очень быстро он начинает понимать, что свое «Молодец!» всегда сможет получить. При этом нисколечко не напрягаясь! А раз так, то, у него на уроке оказывается уйма свободного времени…

На что же оно будет потрачено? Разумеется, на развлечения (делать –то ведь нечего!). И начинает он развлекать: сначала себя, а потом и других…

В чем разница?

Для любого ребенка желание нравится естественно. Именно для удовлетворения этого своего желания многие дети стремятся на любое задание выскочить первыми. Но вот ученик, стремглав выскочив первым, неудачно справился с заданием. Одни дети в подобной ситуации обижаются, другие - огорчаются. В чем разница?

Чувство обиды связано с неудачной попыткой удовлетворить социальную потребность – быть среди других лучшим, первым, любимым. А чувство огорчения- с неудачным удовлетворением потребности познания.

Какая из этих потребностей окажется доминирующей? Какое из этих двух желаний – быть первым, купаться в лучах славы или бескорыстно узнавать, понимать и все вокруг исследовать без оглядки на похвалу – станет стимулировать поведение ребенка? И какое из них окажется оттесненным, заглушенным? И может ли учитель как-то повлиять на ежедневную тренировку одного и ежедневное подавление другого желания?

Горы трудностей.

Смышленый ребенок на уроках в подготовительной группе или в начальной школе не обнаружил никаких препятствий для получения одобрения со стороны педагога. Память цепкая, запас знаний приличный – в результате задания выполнять просто. Только вот скучно…

Опытные педагоги используют различные приёмы чтобы освободить своих учеников от подобных ситуаций, так Лидия Филякина нашла оригинальный прием – расставлять на пути такие препятствия, что дети постепенно в любом деле с интересом усматривают возможные горы трудностей, и искренне любят их преодолевать.

Проанализировав опыт Л. Филякиной, В. Букатов отметил, что в результате каждый ученик начинал работать, не ожидая ни шумного успеха с аплодисментами, ни легких побед. Потрудись, научись, узнай – тогда, может быть тебя похвалят. Но и не это главное. Главное, чтобы тебе самому было бы интересно совершенствовать свой труд. А значит, не будет помех для той радости, которая возникает при ее осуществлении. Ведь счастье познания чуть ли не единственная форма того реального счастья, которое в душе человека может приумножаться безгранично и пожизненно.

В своей практике мы хвалим детей только за его реальные достижения, за то к чему он приложил силы. Таким образом, я показываю ребенку, что я заметила, что он старался, даже если результат оказался ниже моих ожиданий. Когда мы замечаем, старается ребенок или нет, он будет понимать, что стараться — хорошо, за это его будут хвалить. Да и ребенок замечает сам, что сегодня у него получилось лучше, чем вчера.  Никогда не указываю, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши, чтобы не воспитывать в нем чувство превосходства. Очень часто мы работаем командами. В таких случаях одобрение получают все дети за дружную работу, умение договориться и как следствие хороший результат.

 «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» 

— советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный ребенок».

 
Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (12.05.2016)
Просмотров: 474 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]