Среда, 15.05.2024, 12:41
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитатель » советы педагогам

Система формирования творческого конструирования в старшем дошкольном возрасте / Дорофеева К.В.

     С целью обучения конструированию из строительного материала детей шестого года жизни можно использовать следующие темы: «Грузовые машины», «Гаражи» и «Горки». Каждая тема должна быть представлена также и несколькими конструкциями, причем только одну из них взрослый задаёт как образец, а другие дети создают сами,  преобразуя образец в соответствии с определёнными условиями. Условия могут быть выражены не только словесно (как в младшем возрасте), но и через предмет, поскольку дети научились выделять пространственные характеристики предметов (высоту, длину, ширину).

       Перед началом обучения конструированию по теме «Грузовые машины» необходимо ознакомить детей с разными видами грузового транспорта: т.е. рассмотреть картинки, фотографии, провести экскурсию по ближайшей улице, рассмотреть объект  в целом. Необходимо помочь детям установить зависимость конструкции каждой грузовой машины, выделить  общие части     (кабина, кузов, фары, колёса, раму и.т.д.). При этом важно уточнить функциональное назначение этих частей. Данная схема обследования направлена на выделение структуры объекта, но и на установление её зависимости от практического назначения объекта. 

        При анализе образца машины дети легко узнают знакомые части и правильно их называют, если ребёнок затрудняется в названии какой-либо части, эту часть называет сам воспитатель. Затем он предлагает построить такую же машину, предварительно рассказав,   как  они будут строить. Поскольку этапы обследования образца соответствуют последовательности будущего   процесса конструирования, дети способны спланировать свою деятельность и рассказать об этом. Обсуждая детские постройки, нужно отметить не только соответствие разных конструкций нужно отметить не только соответствие разных конструкций  заданным условиям, но и их оригинальность, рациональность, прочность и т.д. обратить внимание как на преимущества, так и на недостатки отдельных конструкций.

           У детей седьмого года жизни уже накоплен значительный опыт конструирования из строительного материала: они научились по-разному располагать строительные детали и возводить достаточно сложные постройки, анализировать образцы и сами объекты. Это даёт возможность формировать у детей более сложные умения: создавать собственные замыслы конструкций с учетом их функционального назначения.  С этой целью детям можно предлагать строить различные конструкции таких объектов, как мосты, здания и.т.д.

        Для того чтобы научить детей создавать собственные конструкции с учётом условий их использования (что имеет большое значение для развития образного мышления и творчества) необходимо вначале давать задание на преобразование образцов в соответствии с определёнными условиями. Например на тему «Мосты» можно дать несложную конструкцию пешеходного моста и предложить построить такой же мост через реку определённой ширины; способы преобразования конструкций дети ищут сами- увеличивают опоры, расширяют ездовую часть и.т.п. На втором и третьем занятиях условия можно усложнить - предложить построить пешеходный мост через «определённую» реку, по которой ходят суда или мост и для пешеходов и для транспорта через реку, по которой ходят суда и т.п. Постановка такого рода задач способствует развёртыванию активной поисковой деятельности - т.е. дети подбирают соответствующий материал, что положительно влияет на развитие самостоятельности, инициативы, творчества, на формирование умения планировать достаточно сложную деятельность. Важно побуждать детей рассказывать о своих замыслах- о самой конструкции, о материале, из которого она будет строиться, о последовательности создания постройки и т.д. Во время рассказов, необходимо следить за тем, чтобы они правильно называли детали, словесно обозначали месторасположение частей, деталей (слева, сзади, в середине и т.д.)

         С целью обучения детей строить коллективно воспитатель может организовать занятия, на которых они будут сооружать группу построек, объединённых одним содержанием (улица, площадь, детский сад и т.п.) Особое внимание при этом необходимо уделять формированию у детей пространственных ориентировок и развитию на этой основе конструктивного творчества. Они должны уметь правильно располагать отдельные объекты по отношению друг к другу с учётом общего замысла. При обучении конструированию детей этого возраста в основном используются такие приёмы, к-е опираются на представления и воображение детей, умение выполнять словесные указания или руководствоваться рисунком, фотографией. Особое место в обучении занимают экскурсии  и предварительные беседы, а в ходе беседы воспитатель активизирует  их знания, полученные на экскурсии. В результате обучения дети самостоятельно и творчески могут создавать конструкции, соответствующие условиям, которые они ставят перед собой. Дети овладевают конструированием достаточно высокого уровня, самостоятельно строят замысел будущих конструкций на основе определённых условий, которым они должны соответствовать.

        Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной деятельности творческого характера.

 

(материал взят из книги Л.А. Парамоновой «Детское творческое конструирование»)

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (10.02.2017)
Просмотров: 313 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]