Главная » Статьи » Воспитатель » советы педагогам |
Уважаемые коллеги, я хотела бы поделиться опытом применения социо-игровых технологий в формировании у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности. «Главная забота воспитателей - не обучение, не развлечение, даже не развитие, а столь внедидактическая вещь как дружба». Хочется верить, что эти слова педагога-психолога Шулешко станут значимыми для каждого педагога, работающими с дошкольниками. Этот совершенно неожиданный взгляд на организацию жизни детей и взрослых в детских садах нашел отражение в новой практике, которая была начата по заданию А.В.Запорожца в НИИ дошкольного воспитания еще в 1981 году. В своей основе она предполагала снятие сопротивления детской инициативе со стороны воспитателей, методистов и администраторов. Е.Е.Шулешко ввел педагогическую практику социо-игровых технологий и организацию группы ровесников среди старших дошкольников. В программе «Истоки» он является автором раздела «Грамота», по которому работает наш детский сад. В дальнейшем эта технология получила свое развитие в трудах таких ученых как доктора педагогических наук Вячеслава Букатова, педагога психолога Алексея Юшкова, учителя театральной педагогики Александры Ершовой, которые расширили ее, сделали более эмоциональной и интересной. На сегодняшний день мы работаем по социо-игровым технологиям. Эта практика живет в детском саду уже несколько лет и надеемся, что она становится естественным ритмом жизни. Что же такое социо-игровые технологии? Они ориентируют воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятиях соблюдаются следующие правила: Первое правило - используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». При работе детей в группах (по 5-6 человек) ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован на учебную деятельность, а это развивает такие личностные универсальные учебные действие как самоопределение и смыслообразование, т.к. в группе равных дети вместе выполняют какое-то дело и умеют организоваться так, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал. Второе правило - обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен; что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д. Третье правило: смена темпа и ритма. Для того чтобы развить у воспитанников умение контролировать и корректировать свои действия и действия партнеров нужно учить детей действовать в определённом темпе и ритме. А менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов и счета. Тогда у детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. Четвёртое правило - смена лидерства. Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться, поэтому каждый ребенок может побывать в роли лидера, а значит научиться таким коммуникативным универсальным учебным действиям. Пятое правило социо-игровых технологий предполагает интеграцию различных видов деятельности. А это создание у ребёнка целостной картины мира, рассматривание изучаемого предмета с точки зрения социально-нравственного развития, физического, художественно-эстетического и познавательно-речевого. Это формирует такие логические учебные действия как установление детьми причинно-следственных связей, умение анализировать, сопоставлять. Шестое правило - это использование принципа полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Применение этого правила способствует развитию у ребенка умению оценивать свои знания, т.е. осознанию того, что он уже знает, и того, что ему бы интересно было узнать. Каждый ребенок открывает для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.
Такая игровая атмосфера на занятиях перестает мешать деловой напряженности. Их гармоничное сочетание становится залогом эффективности занятий с детьми в старших и подготовительных группах детского сада. Ведь одной из наиболее насыщенных, доверительных и плодотворных форм отношений между людьми являются отношения между ровесниками. Состояние «ровесничества» люди переживают в разное время их жизни, например в годы студенчества, службы в армии. В период от 5 до 7 лет в детском саду можно построить такую общность, где каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным вместе с другими справиться с любой задачей. Именно образование группы ровесников мы считаем культурным оформлением кризиса 6-ти лет. И поэтому, когда взрослый предлагает группе равных какое-то дело, дети умеют организовываться так, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал. Таким образом, социальная норма быть ровесником позволяет всем детям и каждому ребенку осваивать любую программу детского сада. А содержание работы самого детского сада оказывается создание условия для возникновения этого нового состояния - ровесничества. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, благоприятных эмоциональных условий для сравнения своих знаний, умений, возможностей с возможностями, знаниями умениями своего друга. В группах дети учатся рассказывать, слушать других, запоминать, тренировать воображение, скорость реакции. Активизируется эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ребенка.
| |
Просмотров: 1692 | |
Всего комментариев: 0 | |