Среда, 15.05.2024, 10:17
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитатель » советы педагогам

Конструирование. Младший дошкольный возраст, 3 – 5 ЛЕТ / Головизнина С.В.

С трех лет детей начинают учить не только различать, но и правильно называть основные детали (кирпичик, пластина, кубик, призма). С этой целью используются как сами занятия, так и уборка материала после занятий (группировка деталей по формам на столе, а затем убирают их в коробки), а также дидактические игры типа «Чудесный мешочек», «Чего не стало?». 

На первых 2 – 3 занятиях у детей формируют умение располагать кирпичики на плоскости в ряд: длинные и короткие дорожки. При этом их не только учат различать пространственные признаки «короткий - длинный» и «узкий - широкий», но и правильно обозначать их словами. При этом воспитатель добивается правильного ответа, ибо дети этого возраста часто обозначают признаки «короткая», «узкая» как «маленькая», а «длинная», «широкая» как «большая».

На этих занятиях детей обучают 2 – м способам изменения постройки в длину: 1) замены мелких деталей на более крупные и 2) пристраивания.

Например, дети построили короткую дорожку воспитатель предлагает им построить длинную и объясняет, что это можно сделать по – разному: заменить кирпичики пластины или к уже готовой пристроить еще несколько кирпичиков. Важно показать оба способа, а в конце занятия обсудить этот момент с детьми.

На следующих 2 – 3 занятиях дети учатся ставить кирпичики вертикально на узкую длинную и узкую короткую плоскости – сначала плотно друг к другу, а затем на равные расстояния друг от друга (например, загончик для курочки).

Затем дети строят забор у дома – ставят кирпичики на равные расстояния друг от друга.

На последующих занятиях дети осваивают постройку различных вариантов ворот (из кирпичиков, кубиков, пластин), учатся располагать детали вертикально, делать простейшие перекрытия. Важно научить их определять расстояние между столбиками – от этого зависит установка перекрытия ворот. При постройке ворот из пластин детям нужно показать, как сделать ворота более устойчивыми: пластины укрепить с двух сторон призмами.

С целью уточнения представлений детей о размерах (узкое – широкое, низкое - высокое) воспитатель предлагает построить разные ворота – широкие ворота для грузовой машины, а для высокой матрешки – высокие, и низкие – для маленькой. При этом обращать внимание на то, чтобы дети правильно называли ворота – высокие, широкие – а не большие, низкие, узкие – а не маленькие. 

При постройке низких и высоких ворот воспитатель показывает разные способы изменения высоты конструкции, предоставляя детям право выбора. Например, высокие ворота можно построить, заменив кубики пластиной или нарастить еще несколькими кубиками. В конце занятия воспитатель вместе с детьми обсуждает, кто каким способом изменял конструкцию. 

В конце учебного года дети осваивают тему «Мебель», на которых воспитатель вначале знакомит с самим объектом, выделяет его основные части, их практическое значение (мебель в группе – у стула есть сиденье, спинка, ножки, и т д.).

Для успешного использования образца в обучении воспитатель в начале каждого занятия организует обследование, которое ведется в определенной последовательности: вначале обращает внимание на объект в целом (что это такое, какой формы), затем выделяет его части (у стола есть 4 ножки, крышка) и их пространственное расположение по  отношению друг к другу (крышка находится на ножках), далее детали, из которых построена каждая часть (ножки из кубиков, поставленных друг на друга) , в заключении обращает внимание на объект в целом. Порядок обследования образца должен соответствовать последовательности возведения постройки – сначала ножки стола, затем крышка.

В процессе выполнения постройки воспитатель следит за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно отбирали и использовали материал. В случае ошибки не следует торопится поправлять ребенка, лучше помочь ему самому найти её.

Давая образец, воспитатель заботится не только о том, чтобы дети научились отдельным техническим приёмам и точно следовали образцу, но и о том, чтобы полученные знания они могли свободно использовать в самостоятельных постройках. Воспитатель вспоминает какую мебель уже строили и из каких деталей, показывая при этом несколько образцов (стол, стулья), а затем дети строят постройки на выбор.

В конце каждого занятия воспитатель организует игру детей со своими постройками (объединяет по сюжету, дает игрушки). Роль игрушки по - прежнему велика – побуждает ребенка строить (дом для зайки, кроватку для куклы), служит стимулом к игре с постройкой.

Анализируя деятельность детей, воспитатель отмечает не только ее результаты, но и процесс: как дети рассматривали образцы, подбирали материал, выполняли отдельные действия, какие допускали ошибки, как играли со своими постройками.

 

 

 

 

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (01.02.2017)
Просмотров: 333 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]