Среда, 15.05.2024, 18:45
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитатель » советы педагогам

Формирование экологической культуры у дошкольников / Щеклеина А.В.

В дошкольном возрасте дети проявляют интерес ко всему, что их окружает, но интерес к природе у детей наиболее выражен. Поэтому экологическим воспитанием следует заниматься уже в детском саду. Процесс становления экологической культуры следует начать с выработки у детей доброго отношения ко всему живому и формирования осознанного поведения в природной среде.

Целью формирования экологической культуры у дошкольников является воспитание ответственного и бережного отношения к природе, а также побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.

Формирование бережного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – биологическое и социальное существо, он является частью природы, но ведь именно он оказывает отрицательное воздействие на окружающий мир. Основой в воспитании экологической культуры дошкольников является гармоничное развитие человека как «защитника и друга» природы. Дети активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Также дети должны понимать, что человек занимает более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

С помощью чего же можно привить ребенку любовь и бережное отношение к природе?

Во-первых, это экскурсии, благодаря которым дети знакомятся с окружающей природной средой и наблюдают за явлениями природы.

Экскурсии и прогулки очень важны для накопления знаний об особенностях природы родного города. Во время экскурсии дети становятся частью природы, они учатся взаимодействовать с ней. Для этого педагог обсуждает с детьми тот факт, что человек – всего лишь гость в мире природы, и поэтому должен соблюдать правила природы: соблюдать тишину, быть внимательным ко всему живому.

Вторым элементом, который может помочь в экологическом воспитании дошкольника, является сказка. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда. Очень важно, чтобы и сами дети придумывали сказки.

Особое внимание уделяется и дидактическим играм по экологии. Благодаря игре ребенок учится выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. В ходе игры дети получают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.

Бесспорно, становление экологической культуры у детей в саду будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны проводить беседы с родителями на эти темы, содействовать созданию благоприятных условий эколого-развивающей среды в домашних условиях.

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (22.03.2016)
Просмотров: 307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]