Для правильной организации зрительной работы детей с нарушением зрения необходимо знать зрительные возможности каждого ребенка. Врач-офтальмолог Л.А. Григорян разработал 7 типов зрительных нагрузок, в зависимости от остроты зрения. Данные рекомендации помогут сохранить и улучшить зрение детей.
Рекомендации к зрительной нагрузке №7
(острота зрения 0,4 – 1,0):
- Использовать изображения разнообразных цветов и их оттенков, разнообразных размеров (преимущественно мелких).
- Использовать чаще объемные формы и натуральные предметы.
- Работа в тетрадях в крупную клетку (тетрадь комфортного письма).
- Работа в обычных тетрадях в клетку (обведение клетки, раскрашивание, рисование геометрических фигур, рисование разнообразных фигур).
- Обводка изображений через кальку (детали до 2 см.)
- Лепка фигур с мелкими деталями (по образцу).
- Работа с мелким настольным конструктором, мозаиками, Лего (по образцу, по памяти, по словесной инструкции).
- Выполнение сложных рисунков из мозаики.
- Работа с крупным строительным материалом.
- Рассматривание изображений с «зашумленным» фоном.
- Рассматривание сложных сюжетных изображений с мелкими деталями, сравнение 2-3 изображений.
- Плетение ковриков из полос 1,5 см. разнообразных цветов, сравнение2-3 и более разных ковриков.
- Упражнения (« попади в ворота», «поймай мяч», баскетбол, бадминтон, кегли, метание мяча в цель, кольцебросы, «забей гвоздь»)
Зрительная нагрузка №4
(0,01- 0,3)
- Величина объектов больше 2 см.
- Формы разнообразные, преимущественно плоские.
- Рассматривание предметных картинок.
- Сортировка предметов по цвету, форме, величине, назначению.
- Сортировка предметных картинок по цвету, форме, назначению.
- Сортировка природного материала по цвету, форме, нахождение одинаковых плодов, игры «Найди такую же картинку», «Найди пару».
- Игра в лото с крупными картинками.
- Игра в домино с яркими крупными картинками.
- Нанизывание колец, счетных косточек, катушек и др.
- Выкладывание узора из цветных палочек.
- Распутывание лабиринтов.
- Обведение изображений по контуру.
- Выкладывание узора из магнитной мозаики.
- Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу, прокатывание в ворота.
Зрительная нагрузка №5
(0,7-0,8 сходящееся косоглазие)
- Величина объектов меньше 2 см. Цвет разнообразный. Предметы преимущественно объемные.
- Нанизывание колечек, бусинок, пуговиц на леску.
- Вдевание нитки, лески, проволоки в модель иглы.
- Шитье по картону.
- Рассматривание в калейдоскоп, монокулярный фильмоскоп.
- Шнуровка.
- Обведение шаблонов по контуру, штриховка.
- Игры в лото, домино на подставке.
- Раскрашивание картинок, укрепленных на доске.
- Рассматривание картинок, уменьшая и увеличивая расстояние до них.
- Рассматривание картинок на вращающемся диске.
- Магнитная мозаика (на подставке).
- Соединение точек на бумаге в клетку.
- Рассматривание далеких и высоких предметов.
- Рисование орнамента – бордюра.
- Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.
- Прокатывание мяча в ворота, подбрасывание вверх, перекидывание друг другу, забрасывание в обруч.
- Кольцебросы.
- Распутывание лабиринтов.
- Метание присосок.
- Бадминтон, волейбол.
- Метание мячей, мешочков, снежков в цель.
- Игры на совмещение контура и предмета.
Подготовила учитель –дефектолог Карпикова Г.А. |