Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей |
У детей с нарушением зрения уровень развития тонкой моторики кистей и пальцев отстают от уровня развития мелкой моторики детей с нормальным зрением. Двигательная организация пальцев рук у детей с нарушением зрения в большинстве случаев характеризуется трудностью или невозможностью быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие. Моторика (от лат. Motor – приводящий в движение) – это двигательная активность организма его органов и частей. Умение сесть, сидеть, вставать, стоять, ходить, бегать, прыгать и т. д. – это общая моторика, а разнообразные движения пальцев и кистей рук – это мелкая моторика. Осязание – это один из важнейших видов деятельности человеческого восприятия, основанный на тактильных и двигательных ощущениях. Органом осязания является рука. Примерно 90% всей информации человек получает через зрение. Но это не означает, что при слепоте или глубоких нарушениях зрения человек теряет такое, же количество впечатлений: другие анализаторы могут отражать ту, же сторону предмета, те, же его качества, что и зрение. Известно, что при нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений, связанных с отклонением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно – образного мышления) и изменениями в физическом развитии, в том числе и двигательных функций: нарушается быстрота, точность, координация, темп движений. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития мелкой моторики пальцев и кистей рук. Происходит это, потому что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. При резком снижении зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно – практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышц рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формирование предметно практической деятельности детей. Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
| |
Просмотров: 285 | |
Всего комментариев: 0 | |