Среда, 15.05.2024, 10:03
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей

Технология В.Ф. Базарного для стимуляции, активизации и поддержания определенного уровня зрительной системы / Двоеглазова И.В.

 

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение.

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного относятся:

  • Режим динамической смены поз.
  • Упражнения на зрительную координацию.
  • Зрительно - координаторные тренажеры (офтальмотренажеры).
  • Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Технология, которую он предлагает, позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно - сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.

 Работе с учебником отводится небольшая часть урока. Все остальное заранее размещается на тренажерах: выносится на доску, на специальные карточки, которые размещаются по стенам класса или воспринимаются на слух.

Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости. Суть ее заключается в том, что в течении урока, в режиме ближнего зрения, а именно работа с учебником, ведется обычно на одном этапе урока. Все остальное заранее размещается на тренажерах: выносится на доску, на специальные карточки, которые размещаются по стенам класса или воспринимаются на слух.

Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого.

Для профилактики зрительных расстройств применяется Плакат – схема зрительно-двигательных траекторий. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево -вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Упражнения выполняются в позе свободного стояния, при выключенном электрическом освещении, а также схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки". Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный "Экологический букварь" (картина-панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически "бескнижного" обучения в детском саду и в начальной школе.

Урок проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Тренажер со зрительными метками может располагаться в различных углах класса, где фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Игрушки (картинки) подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например, из известных сказок). Один раз в 2 недели сюжет меняется. Могут использоваться подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями и возможными вариантами ответов. Кроме этого используются специальные держалки, позволяющие переключать зрение с ближнего на дальнее.

В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие художественное чувство и развивающие психомоторную систему "глаз-рука".

Дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.

Обязательным и важнейшим учебно-воспитательным предметом в системе Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. Оно несёт в себе не только художественно-эстетические начала, но и служит фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность.

Во многих школах, по предложению Базарного, введено раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках, не считая двора и улицы. Положительные результаты такого разделения налицо: дети стали более дисциплинированными и собранными, более серьёзными и ответственными на учебных занятиях и более уважительными по отношению друг к другу, к педагогам и родителям.

         Через каждые 10-15 минут проводятся физкультминутки для профилактики нарушения зрения. В неё входят такие упражнения:

  • Дыхательная гимнастика.
  • Упражнения, влияющие на кровообращение глаз.
  • Упражнения для наружных мышц глаза.
  • Упражнения для внутренних мышц глаза.
  • Общеразвивающие и корректирующие упражнения.
  • Упражнения для мышц шеи и плечевого пояса.

В.Ф. Базарный предлагает несколько комплексов упражнений для профилактики зрительных расстройств. Вот один из них:

исходное положение сидя или стоя.

1.Сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (повторить 5 раз);

2.Крепко зажмурим, глаза, потом открыть (4 раза);

3.Руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз);

4.Смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз);

5.Руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 - 6 раз);

6.Держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз) ("маятник").

Наиболее простое и доступное всем упражнение - это прикрывание глаз ладонями. Позволяет добиться релаксации нервов всех органов чувств и зрения, уменьшение умственного и физического напряжения. Нравится детям упражнение «медвежьи покачивания». Оно расслабляет глаза, мозг, позвоночник, шею.

 

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (22.03.2022)
Просмотров: 122 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]