- Родителям следует знать зрительные особенности своего ребенка и следовать рекомендациям офтальмолога.
- При необходимости ношения очков строго следуйте требованиям окулиста и выполняйте его рекомендации в домашних условиях.
- Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением, с учетом явления светобоязни (некоторые дети не выносят яркий искусственный и солнечный свет).
- Не пропускайте занятий в детском саду без уважительной причины.
- Старайтесь уделять детям постоянное внимание, но не опекать их чрезмерно.
- Не молчите с детьми, постоянно разговаривайте с ними, обозначайте все свои действия: «Сейчас мы наденем кофточку, а теперь мы надеваем брюки и т.д.». Постоянно разговаривая с ребенком, вы способствуете его речевому и психическому развитию.
- Родители должны говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко и конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин. на обдумывание.
- Развивайте руки ребенка с раннего возраста: играйте с ним в мозаику, собирайте разрезные картинки, лепите из пластилина, собирайте детали конструктора, учите застегивать крупные пуговицы и т.д. Этим вы развиваете мелкую моторику рук, самостоятельность ребенка, готовите его к школьному обучению.
- Учите ребенка положительно реагировать на взрослых, воспитателей, выполнять требования убрать игрушки, сходить в туалет, вымыть руки, готовиться к прогулке.
- Учите ребенка познавать мир, используя не только зрение, но и все анализаторы: слух, осязание, обоняние.
- Не забывайте высказывать свое отношение по поводу успехов и неудач сына или дочери. И пусть оно всегда будет искренним, будь то радость или огорчение, разочарование или удивление. Ведь ребенку так важно чувствовать ваше живое участие в его жизненно важных делах!
Некоторые родители допускают ошибки в воспитании ребенка с нарушением зрения такие как:
- 1. Чрезмерная опека, лишение ребенка самостоятельности, подавление его активности, запрет на выполнение им доступных и посильных действий («не бегай», «не бери сам», «не трогай» и т. п.)
- 2. Неадекватность предъявляемых действий к ребенку в семье. Излишние строгость и настойчивость родителей в получении ребенком дополнительных знаний из-за боязни, что во взрослой жизни он будет не востребован. Это приводит к формированию повышенной моральной ответственности ребенка и создает предпосылки к развитию фобий.
- 3. Воспитание в стиле «кумир семьи», предупреждение любых желаний ребенка. Это приводит к развитию эгоцентризма, неприспособленности к жизни, зависимости от окружающих.
- 4. Неприятие ребенка с физическим недостатком, способствующее формированию комплекса «нелюбимого ребенка» и приводящее к развитию невротических реакций.
Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего», не ленитесь разъяснять, показывать. Наши дети требуют большей заботы, большего внимания, большего терпения, большей любви! Желаю всем успеха!
подготовила учитель-дефектолог Карпикова Г.А. |