Воскресенье, 05.05.2024, 08:02
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений / Учитель-дефектолог Карпикова Г.А.

     Перед многими родителями, имеющими детей с нарушением зрения, нередко стоит вопрос: как же заниматься с ребенком дома? Чем и как ему помочь? Родители в домашних условиях с помощью дидактических игр и упражнений могут закрепить результаты работы учителя-дефектолога. Сегодня мы поговорим о развитии зрительного восприятия.

    Зрительное восприятие - сложный психофизиологический процесс, который включает поиск и обнаружение объекта, различение его отдельных признаков, эталонное сравнение и опознание. Оно представляет собой формирование в голове ребёнка тех ситуаций и образов внешнего мира, которые непосредственно фиксируются его глазами. Игровое действие дидактической игры является средством коррекции зрительного восприятия и компенсации зрительной недостаточности за счет развития сохранных анализаторов и формирования сенсорных взаимосвязей.

    Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения. Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой - нибудь интересный сюжет. Например, перед ребенком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки.

    Позволяйте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению определенной цели. Чтобы цель была достигнута, а занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность.

    Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению.

Игр и упражнения  для развития зрительного восприятия.

 «Прищепки» - Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветочек». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры и предложить ребенку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне. Если прищепок много, они разного цвета, то дети сами могут придумывать множество поделок. Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию.

 «Пуговицы» - Игра развивает зрительное внимание, восприятие, воображение, зрительно – моторную координацию, моторику рук. Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать по цвету, форме, величине, по количеству дырочек.  Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Попросите ребенка  выложить узор из пуговиц и т.д.

 «Сравни картинки» - Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

«Фигурные таблицы» -  сделайте самостоятельно таблицы, можно использовать тетрадь в крупную клетку, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребенка – в каждой из фигур нарисовать определенный простой знак  (в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.). Эта игра развивает способность переключать зрительное внимание.

«Где, чей домик?» - Нарисуйте или наклейте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов. Пусть ребенок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.

 «Корректор»  - Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом. Попросите ребенка вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую букву «а». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача для ребенка станет легкой, усложните ее, предложив все буквы «а» вычеркнуть, а буквы «о» - обвести. Ребенку будет интереснее, если взрослый будет на своем тексте выполнять то же самое задание. «Считалка» - На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 10. Попросите ребенка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера. Игра развивает зрительное внимание.

«Рисуем по трафарету» - Возьмите любой трафарет с геометрическими фигурами или с животными, предложите ребенку обвести какую либо фигуру, а потом дорисовать ее до предмета, с помощью животных можно нарисовать сказку и т.д. Развивает прослеживающую функцию глаза и мелкую моторику.

Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру!

Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь, если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.

Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. При этом помните, что сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив. Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и напрягаться, адаптируясь к свету.

Наши дети требуют большой заботы, большого внимания, большого терпения, большой любви!

ЖЕЛАЮ ВСЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (30.04.2020)
Просмотров: 233 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]