Четверг, 16.05.2024, 01:06
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей

Развитие зрительного восприятие у детей дошкольного возраста с нарушением зрения посредством применения дидактических игр\Двоеглазова И.В.

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. При восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.

Восприятие  – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, осязательные, кинестетические, объяснительные и вкусовые восприятия.

Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю компенсацию и коррекцию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрения, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Таким образом, проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия детей чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико – психолого – педагогической реабилитации.

Предлагаю вам дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия, которые будут полезны, как для детей с нарушением зрения, так и для нормально видящих детей.

 

Игры на развитие зрительного восприятия.

 

«Волшебный цветок»

Цель – развивать цветовосприятие, умение соотносить по цвету предметы.

Ход игры: детям предлагается цветок с разноцветными лепестками, на каждый лепесток необходимо посадить бабочку соответствующего цвета.

Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый цветок. Как вы думаете он волшебный? Давайте посадим на цветок бабочек, будьте внимательны. На красный лепесток – красную бабочку, на синий – синюю» (если детям тяжело можно 2-3 лепестка выполнить совместно).

 

«Домики для божьих коровок»

Цель – развивать цветовосприятие, учить соотносить цвета и их оттенки.

Ход игры: детям предлагается «рассадить» божьих коровок, на одной картинке от самого светлого к самому темному, на другой – наоборот.

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прилетел? Давайте посадим каждую божью коровку в свой домик. Сначала, на красном цветке, сделаем это от самой светлой к самой темной, а на зеленом – наоборот».

 

«Помоги зайке найти форму»

Цель - закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание.

Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти формы.

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик по дороге совсем забыл какие бывают формы, помогите ему вспомнить. Зайчик будет показывать форму, а вы называть все предметы этой формы, которые вы видите в группе».

 

«Рыбалка»

Цель - закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание.

Ход игры: детям предлагается поймать рыбок разной геометрической формы.

Инструкция: «Давайте отправимся на рыбалку! Посмотрите, сколько рыбок плавает в пруду. Чем они отличаются? (все рыбки разной формы). Какой формы красная рыбка? (зеленая, синяя и т.д.)»

 

«Расставь по полочкам»

Цель - закреплять умение узнавать различать величину предметов, развивать зрительное внимание.

Ход игры: детям предлагается расставить матрешек по полочкам.

Инструкция: «К нам на занятия пришли матрешки. Они все разного размера. Поставьте больших матрешек на верхнюю полку, средних – на среднюю, маленьких – на нижнюю».

 

«Наложенные изображения»

Цель – развивать предметность восприятия.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все наложенные друг на друга контуры предметов.

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные предметы».


«Разрезные картинки»

Цель – развивать целостность восприятия.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть части картинок и собрать целую.

Инструкция: «Давайте рассмотрим части картинок, можно ли собрать целую картинку? Давайте попробуем».


«Точечные изображения»

Цель – развивать целостность, осмысленность  восприятия, совершенствовать зрительное внимание.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть точечные картинки и назвать что на них изображено».

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете что на них изображено?» Обведите пальчиком (или карандашом) предмет. Что у вас получилось?

 

«Силуэтные изображения предметов»

Цель – развивать целостность, осмысленность восприятия, совершенствовать зрительное внимание.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть силуэтные картинки и назвать что на них изображено».

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете что на них изображено?»

 

 «Найди заплатку»

Цель – 

Ход игры: детям предлагается рассмотреть коврик, с недостающими деталями и подобрать их».

Инструкция: «Посмотрите какой красивый ковер, но он весь в дырочках, давайте подберем заплатки».

 

«Дорисуй»

Цель – развивать целостность и осмысленность восприятия, совершенствовать зрительное внимание.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и дорисовать их.

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено? Дорисуйте недостающие детали».

 

 «Назови одним словом»

Цель – развивать осмысленность и обобщенность восприятия, совершенствовать зрительное внимание.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и назвать их одним словом.

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, что на ней изображено? Как мы можем назвать все это одним словом?»


«Проследи взором за движением лучика фонаря»

Цель – развивать прослеживающую функцию глаз.

Ход: ребенку предлагается проследить за движениями фонарика.

Инструкция: «Давай следить за лучиком фонарика».

Учитель-дефектолог Двоеглазова И.В.

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (13.05.2022)
Просмотров: 95 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]