Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей |
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. При восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. Восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, осязательные, кинестетические, объяснительные и вкусовые восприятия. Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю компенсацию и коррекцию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрения, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций. Таким образом, проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия детей чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико – психолого – педагогической реабилитации. Предлагаю вам дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия, которые будут полезны, как для детей с нарушением зрения, так и для нормально видящих детей.
Игры на развитие зрительного восприятия.
«Волшебный цветок» Цель – развивать цветовосприятие, умение соотносить по цвету предметы. Ход игры: детям предлагается цветок с разноцветными лепестками, на каждый лепесток необходимо посадить бабочку соответствующего цвета. Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый цветок. Как вы думаете он волшебный? Давайте посадим на цветок бабочек, будьте внимательны. На красный лепесток – красную бабочку, на синий – синюю» (если детям тяжело можно 2-3 лепестка выполнить совместно).
«Домики для божьих коровок» Цель – развивать цветовосприятие, учить соотносить цвета и их оттенки. Ход игры: детям предлагается «рассадить» божьих коровок, на одной картинке от самого светлого к самому темному, на другой – наоборот. Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прилетел? Давайте посадим каждую божью коровку в свой домик. Сначала, на красном цветке, сделаем это от самой светлой к самой темной, а на зеленом – наоборот».
«Помоги зайке найти форму» Цель - закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание. Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти формы. Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик по дороге совсем забыл какие бывают формы, помогите ему вспомнить. Зайчик будет показывать форму, а вы называть все предметы этой формы, которые вы видите в группе».
«Рыбалка» Цель - закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание. Ход игры: детям предлагается поймать рыбок разной геометрической формы. Инструкция: «Давайте отправимся на рыбалку! Посмотрите, сколько рыбок плавает в пруду. Чем они отличаются? (все рыбки разной формы). Какой формы красная рыбка? (зеленая, синяя и т.д.)»
«Расставь по полочкам» Цель - закреплять умение узнавать различать величину предметов, развивать зрительное внимание. Ход игры: детям предлагается расставить матрешек по полочкам. Инструкция: «К нам на занятия пришли матрешки. Они все разного размера. Поставьте больших матрешек на верхнюю полку, средних – на среднюю, маленьких – на нижнюю».
«Наложенные изображения» Цель – развивать предметность восприятия. Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все наложенные друг на друга контуры предметов. Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные предметы».
Цель – развивать целостность восприятия. Ход игры: детям предлагается рассмотреть части картинок и собрать целую. Инструкция: «Давайте рассмотрим части картинок, можно ли собрать целую картинку? Давайте попробуем».
Цель – развивать целостность, осмысленность восприятия, совершенствовать зрительное внимание. Ход игры: детям предлагается рассмотреть точечные картинки и назвать что на них изображено». Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете что на них изображено?» Обведите пальчиком (или карандашом) предмет. Что у вас получилось?
«Силуэтные изображения предметов» Цель – развивать целостность, осмысленность восприятия, совершенствовать зрительное внимание. Ход игры: детям предлагается рассмотреть силуэтные картинки и назвать что на них изображено». Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете что на них изображено?»
«Найди заплатку» Цель – Ход игры: детям предлагается рассмотреть коврик, с недостающими деталями и подобрать их». Инструкция: «Посмотрите какой красивый ковер, но он весь в дырочках, давайте подберем заплатки».
«Дорисуй» Цель – развивать целостность и осмысленность восприятия, совершенствовать зрительное внимание. Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и дорисовать их. Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено? Дорисуйте недостающие детали».
«Назови одним словом» Цель – развивать осмысленность и обобщенность восприятия, совершенствовать зрительное внимание. Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и назвать их одним словом. Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, что на ней изображено? Как мы можем назвать все это одним словом?»
Цель – развивать прослеживающую функцию глаз. Ход: ребенку предлагается проследить за движениями фонарика. Инструкция: «Давай следить за лучиком фонарика». Учитель-дефектолог Двоеглазова И.В. | |
Просмотров: 95 | |
Всего комментариев: 0 | |