Суббота, 18.05.2024, 20:24
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей

«Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» / Г.А. Карпикова

Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества. Неудивительно, что мамы и папы с нетерпением ждут первых слов от своего крохи. Но, как отмечают специалисты, современные малыши не торопятся говорить. Врачи и педагоги всерьез встревожены: каждый 4-й ребенок отстает в речевом развитии. Это доставляет немало тревог родителям, так как отсутствие речи – один из признаков отклонений или отставания в развитии ребенка.

    У детей с нарушением зрения речевые дефекты различного уровня встречаются чаще, чем у зрячих детей.

Становление речи у зрячих и лиц с дефектами зрения осуществляется принципиально одинаково. Но патология зрения у детей влияет на взаимодействия анализаторов, перестраивает их, и при формировании речи включается иная система связей, чем у зрячих.

Появление и становление речи приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для развития устных и письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Ребёнок с дефектом зрения в речевом развитии проходит те же этапы, что и нормально видящий, но у него отчетливо прослеживается количественное преобладание словарного запаса по отношению к предметным образам. Можно констатировать, что развитие речи данной категории детей имеет свои особенности, а именно:

  • дети испытывают трудности при установлении предметной соотнесенности слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике.
  • бедный словарный запас слов;
  • для речи таких детей характерны не только дефекты произношения звуков, но и замены одного звука другим, смешение звуков, близких акустически и артикуляторно, пропуски, перестановки звуков и слогов в результате нарушения их слухопроизносительной (акустико-артикуляторной) дифференциации.
  • недостаточное осознание семантики, т.е. смысла понятий приводит к формальному усвоению знаний. Появляется «вербализм» (это употребление слов, за которыми не скрывается никакого смысла, значение которых    остается пустым) из-за отсутствия зрительных впечатлений; Это ведет к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.
  •  изменяется темп развития;
  • в речи редко употребляются развернутые высказывания;
  • речь детей с нарушением зрения выполняет, прежде всего, компенсаторную функцию, которая обеспечивает сферу чувственного познания.

 В научных исследованиях отмечается, что дети с нарушениями зрения значительно менее внимательны при прослушивании заданий. Им требуется многократное повторение инструкции. Необходимость этого объясняется рассеянностью, низким уровнем произвольного внимания, повышенной возбудимостью, замедленностью зрительного анализа и синтеза, недостаточностью зрительного контроля, общей заторможенностью осуществления различных предметно- практических и умственных действий, снижением объема памяти.

«Вербализм» объясняется недостаточностью практического опыта у детей с нарушением зрения и отсутствием за словом конкретных представлений, поскольку они знакомы со многими объектами внешнего мира лишь заочно.

 У данной категории детей восприятие окружающего мира происходит фрагментарно, схематично, замедлено, сам процесс недостаточно осмыслен.

Нарушение в восприятии предметных образов действительности провоцирует сложность удерживания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования.

В связи с тем, что пополнение лексического запаса слов, происходит в процессе ознакомления ребенка с окружающим миром, входит в его сознание через все пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, работу необходимо проводить комплексно, активизируя все сохранные анализаторы. Создавать специальные условия, при которых процесс усвоения материала происходил бы одновременно с «исследованием» предметов. Для подкрепления образа звука используются возможности других анализаторов: тактильное ощущение мягких и твёрдых звуков, подкрепление понятий о глухости и звонкости с помощью разно звучащих погремушек, пропевание гласных звуков под музыку, соотнесение слухового образа звука с движением тела.

При исправлении нарушений звукопроизношения необходимо учитывать, что у детей с нарушением зрения затруднено восприятие артикуляции как зрительно, так и на слух, поэтому необходимо включить тактильную чувствительность: модели различных положений языка при артикуляции тех или иных звуков, которые можно рассмотреть и потрогать.

Задачей взрослого является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объём пассивного и активного словаря. Для достижения этой цели лучше использовать рассматривание и обследование реальных предметов, моделей, муляжей, фотографий, натуралистических картинок рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием. Дети с нарушением зрения с большим трудом овладевают пространственными отношениями. Следовательно, они не могут правильно отразить их в речи, взрослому необходимо обогатить опыт детей, используя практическую деятельность детей: обследование и сравнение предметов, ориентировка в микро и макро пространстве (на себе, от себя, на моделях, в реальном мире, на плоскости) с переносом опыта в речь.

Для закрепления и активизации словаря отгадывайте готовые загадки и просите объяснить отгадку; придумывайте загадки о предметах, различающихся и близких по внешнему виду, составляйте рассказы с детьми.

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. Не забывайте о том, что для вашего ребёнка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания!

  С уважением учитель-дефектолог Карпикова Г.А.

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (08.12.2019)
Просмотров: 237 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]