Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей |
Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества. Неудивительно, что мамы и папы с нетерпением ждут первых слов от своего крохи. Но, как отмечают специалисты, современные малыши не торопятся говорить. Врачи и педагоги всерьез встревожены: каждый 4-й ребенок отстает в речевом развитии. Это доставляет немало тревог родителям, так как отсутствие речи – один из признаков отклонений или отставания в развитии ребенка. У детей с нарушением зрения речевые дефекты различного уровня встречаются чаще, чем у зрячих детей. Становление речи у зрячих и лиц с дефектами зрения осуществляется принципиально одинаково. Но патология зрения у детей влияет на взаимодействия анализаторов, перестраивает их, и при формировании речи включается иная система связей, чем у зрячих. Появление и становление речи приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для развития устных и письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Ребёнок с дефектом зрения в речевом развитии проходит те же этапы, что и нормально видящий, но у него отчетливо прослеживается количественное преобладание словарного запаса по отношению к предметным образам. Можно констатировать, что развитие речи данной категории детей имеет свои особенности, а именно:
В научных исследованиях отмечается, что дети с нарушениями зрения значительно менее внимательны при прослушивании заданий. Им требуется многократное повторение инструкции. Необходимость этого объясняется рассеянностью, низким уровнем произвольного внимания, повышенной возбудимостью, замедленностью зрительного анализа и синтеза, недостаточностью зрительного контроля, общей заторможенностью осуществления различных предметно- практических и умственных действий, снижением объема памяти. «Вербализм» объясняется недостаточностью практического опыта у детей с нарушением зрения и отсутствием за словом конкретных представлений, поскольку они знакомы со многими объектами внешнего мира лишь заочно. У данной категории детей восприятие окружающего мира происходит фрагментарно, схематично, замедлено, сам процесс недостаточно осмыслен. Нарушение в восприятии предметных образов действительности провоцирует сложность удерживания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования. В связи с тем, что пополнение лексического запаса слов, происходит в процессе ознакомления ребенка с окружающим миром, входит в его сознание через все пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, работу необходимо проводить комплексно, активизируя все сохранные анализаторы. Создавать специальные условия, при которых процесс усвоения материала происходил бы одновременно с «исследованием» предметов. Для подкрепления образа звука используются возможности других анализаторов: тактильное ощущение мягких и твёрдых звуков, подкрепление понятий о глухости и звонкости с помощью разно звучащих погремушек, пропевание гласных звуков под музыку, соотнесение слухового образа звука с движением тела. При исправлении нарушений звукопроизношения необходимо учитывать, что у детей с нарушением зрения затруднено восприятие артикуляции как зрительно, так и на слух, поэтому необходимо включить тактильную чувствительность: модели различных положений языка при артикуляции тех или иных звуков, которые можно рассмотреть и потрогать. Задачей взрослого является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объём пассивного и активного словаря. Для достижения этой цели лучше использовать рассматривание и обследование реальных предметов, моделей, муляжей, фотографий, натуралистических картинок рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием. Дети с нарушением зрения с большим трудом овладевают пространственными отношениями. Следовательно, они не могут правильно отразить их в речи, взрослому необходимо обогатить опыт детей, используя практическую деятельность детей: обследование и сравнение предметов, ориентировка в микро и макро пространстве (на себе, от себя, на моделях, в реальном мире, на плоскости) с переносом опыта в речь. Для закрепления и активизации словаря отгадывайте готовые загадки и просите объяснить отгадку; придумывайте загадки о предметах, различающихся и близких по внешнему виду, составляйте рассказы с детьми. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. Не забывайте о том, что для вашего ребёнка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания! С уважением учитель-дефектолог Карпикова Г.А. | |
Просмотров: 237 | |
Всего комментариев: 0 | |