Четверг, 16.05.2024, 18:00
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей

Любите свои глаза/ Л.Л. Шмелёва

      Действительно, нашим прапрародителям очень важно было иметь великолепное осязание, чтобы распознать, что горячо, что холодно, что приятно на ощупь, а что просто опасно. Также важен был вкус, дабы отличить  кислое от сладкого, горькое от солёного, ядовитое от съедобного. Не  менее значительным для первобытного человека был нюх, а без острого слуха наши предки не могли услышать приближение опасного зверя или врага. Без зрения первобытным людям тоже было не обойтись, но в те далёкие времена доля зрения в процессе познания мира была всё же не столь значимой, как сегодня.

    Современному человеку не нужно столь интенсивно эксплуатировать все пять органов чувств.

       Сегодня 90% всей информации мы получаем с помощью зрения. При этом мы не только нещадно эксплуатируем, но и включаем в работу весь зрительный аппарат и значительную часть мыслительных функций мозга, памяти, разума и сознания. Как пишет в своей книге «Сознательное зрение» Роберто Каплан: «…зрение – это процесс, происходящий на основании согласованного комплекса действий порядка 20-и человеческих навыков».

     Всем этим навыкам человека упорно учат в детские годы, и, совершенствуясь в процессе дальнейшего обучения и взросления, навыки закрепляются, оставаясь неизменными долгие годы. Отдельные индивидуумы  способны изучить несколько дополнительных  языков,  что ещё большей нагрузкой ложится  на мозг и систему зрительного восприятия. А если учесть, что в последние десятилетия на глаза легли такие дополнительные нагрузки как  телевидение, мобильный телефон, компьютер (который называют «радость» со слезами на глазах) и прочие чудеса электроники, становится понятно, почему с каждым годом растёт число людей, страдающих различными формами зрительных патологий.

     Изначально первобытному человеку предназначалась совсем другая среда обитания: райский сад Эдем со всем его великолепием цветов, растений, диковинных птиц, зверей, голубым небом, прозрачной водой и прочими красотами природы. Такая естественная природная среда находилась в полном соответствии с  физиологическими нормами зрения. Вот почему наши далёкие и даже не очень далёкие предки не носили очков и не испытывали никакого зрительного дефекта.

      90% всей истории  человечество провело в полном единении и гармонии с природой, существуя как её неотъёмлемая часть. Все эти тысячелетия  визуальная среда человека не претерпевала значительных изменений.  Поэтому и глаза как орган зрения свершено не изменились по своему устройству и структуре.

Лишь несколько поколений назад промышленная революция небывалым образом расширила возможности человека , резко изменив и образ жизни, и облик окружающей среды. Всё больше людей стекаются в большие города и крупные мегаполисы с однотипными, однотонными домами и серыми производственными строениями. Когда-то человек лишь малую часть своего времени был занят пристальным рассматриванием конкретной обстановки или мелких предметов, например, во время охоты или изготовления орудия труда, одежды. На долю же свободного восприятия у первобытного человека приходилось примерно 80% общего времени.

     В наши дни соотношение конкретного и абстрактного зрительного восприятия кардинально изменилось. Теперь больше 80% времени большинство людей  имеет дело с объектами, требующими напряжённого пристального вглядывания на относительно близком  расстоянии (книга, компьютер, телевизор…).

   Цивилизация кардинальным образом изменила характер зрительного процесса, однако состояние глаз, и отношение к ним в социокультурной среде осталось прежним. Всё возрастающая нагрузка на глаза вступила в явное противоречие с их физиологическими возможностями. Отсюда – стремительный рост числа людей с различными заболеваниями глаз.

     Что же сам человек сделал за эти годы для своих глаз, для облегчения их тяжкой участи? Увы, ничего. Нас с детских лет учат ухаживать за чистотой рук, ушей зубов. В последние годы мы овладели внутренней гигиеной: активно чистим печень, почки, кишечник…  А вот ухаживать за глазами большинство людей не умеют!

   Мы знаем сотни упражнений для поддержания в тонусе мышц живота,  спины, бёдер, а сохранять силу и эластичность самых нагруженных глазодвигательных мышц так и не научились. Мы освоили множество способов  медитации и релаксации, но не умеем снимать усталость с наших величайших тружеников – глаз, которые работают без передышки, как только открываем их по - утру.

   А ведь приёмы снятия зрительного напряжения разработаны ещё пять тысячелетий назад йогами, более ста лет назад научно обоснованы Бейтсом и его учениками. Эти простые упражнения расписаны в сотнях книг и статей и доступны любому человеку. Почему же мы оказываем своим глазам такое явное пренебрежение?  К сожалению, правила ухода за глазами не учат ни в школах, ни в вузах, ни в кабинетах врачей окулистов. Забота о глазах не принята в нашем обществе. Нет ни одной структуры в мире, которой бы было выгодно сохранение хорошего зрения человека! Напротив, целые армии производителей, врачей, фармацевтов и распространителей живут  и процветают за счёт этой вселенской беды – всё ухудшающего зрения человечества. (Вспомните рекламу  на теле – радио или зайдите в аптеку и увидите биодобавки, таблетки, капли для глаз).

     Единственные кто может противостоять этим  полчищам иждивенцам – это мы сами. Наша любовь, забота, внимание, грамотный уход за помощниками  -  глазами. Подумайте сами: зрение необходимо человеку в любом виде деятельности. А хорошее зрение – неотъемлемая часть счастливой жизни. Как писал один слепой парень в огромном газетном заголовке: «Невозможность любоваться почти равнозначно невозможности любить». Поэтому любите свои глаза, берегите их, ухаживайте за ними и учите своих детей. Ведь не зря народ использовал пословицу в сравнении «берегите (чего-то или кого-то) как зеницу ока». Предлагаю несколько комплексов упражнений для глаз.

             Упражнения для снятия глазного напряжения.  

 Упражнение 1.Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 сек.

Упражнение 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.

Упражнение 3.Вращать глазами по кругу: вниз, влево, вверх, вправо.

  Упражнения выполняйте сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интервалом 3-4 минуты. Общая продолжительность занятий 10-15 минут. Упражнения 2 и3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.

                           Упражнения для утомлённых глаз.

Упражнение 1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть их. Повторяйте 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

Упражнение 2. Выполняется сидя. Быстрые моргания в течение 1-2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

Упражнение 3. Выполняется стоя:

1 – смотреть прямо перед собой 2-3 сек.

2 – поставить палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз

3 – перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек.

4 – опустить руку

Повторять  10-12 раз. Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Те, кто пользуется  очками, выполняет это упражнение, не снимая их.

Упражнение 4. Выполняется сидя:

1 – закрыть веки

2 – массировать их круговыми движениями пальца в течение 1мин.

Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

Упражнение 5. . Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Спустя 1-2сек. снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза.

Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

                          Корригирующая гимнастика для глаз.

Упражнение 1. Моргайте на каждый дох и выдох (моргание полезно при всех видах нарушения зрения.)

Упражнение 2.Исходное положение – стоя. Голову держать прямо. Посмотреть вверх, вниз не изменяя положения головы.

Упражнение 3. Исходное положение – стоя. Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. Смотреть на палец в течение 4-5 сек., затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек., смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6раз.

 Упражнение 4. Исходное положение – стоя.  Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться.  Повторить  6-8раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Упражнение 5.Посмотреть вправо, затем влево, двигая каждый раз головой в том же направлении, что и глазами (но ни в коем случае не наоборот).

Упражнение 6.Раскачивайте тело, голову и глаза подобно маятнику. Глаза при этом должны быть закрыты, а глазные яблоки двигаться вместе с головой.

Упражнение 7.Попытайтесь подражать походке слона с раскачиванием.  Сделайте шаг правой ногой и качните тело, голову и глаза при этом вправо,  а затем наоборот.

Упражнение 8.Считайте с  нерегулярными  интервалами и моргайте на каждый счёт. Повторить в течение 10-15 сек.

Упражнение 9.Посмотрите в зеркало на свой правый глаз и моргните, затем левый. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 10. Перебрасывая из рук в руки мячик, моргайте при каждом касании его руками. Сделайте 10 бросков.

Упражнение 11. Поднять взгляд к потолку, не поднимая головы и не двигая телом. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 12. Поворачивайте глаза из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо. Повторить 5-6 раз не спеша.

Упражнение 13. « Письмо носом». Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. После того, как откроете глаза, зрение станет чётче, снимается напряжение мышц в области глаз.

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (13.01.2014)
Просмотров: 424 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]