Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей |
Действительно, нашим прапрародителям
очень важно было иметь великолепное осязание, чтобы распознать, что горячо, что
холодно, что приятно на ощупь, а что просто опасно. Также важен был вкус, дабы
отличить кислое от сладкого, горькое от
солёного, ядовитое от съедобного. Не
менее значительным для первобытного человека был нюх, а без острого
слуха наши предки не могли услышать приближение опасного зверя или врага. Без
зрения первобытным людям тоже было не обойтись, но в те далёкие времена доля
зрения в процессе познания мира была всё же не столь значимой, как сегодня. Современному человеку не нужно столь
интенсивно эксплуатировать все пять органов чувств. Сегодня 90% всей информации мы получаем с
помощью зрения. При этом мы не только нещадно эксплуатируем, но и включаем в
работу весь зрительный аппарат и значительную часть мыслительных функций мозга,
памяти, разума и сознания. Как пишет в своей книге «Сознательное зрение» Роберто
Каплан: «…зрение – это процесс, происходящий на основании согласованного
комплекса действий порядка 20-и человеческих навыков». Всем этим навыкам человека упорно учат в
детские годы, и, совершенствуясь в процессе дальнейшего обучения и взросления,
навыки закрепляются, оставаясь неизменными долгие годы. Отдельные индивидуумы способны изучить несколько дополнительных языков,
что ещё большей нагрузкой ложится на мозг и систему зрительного восприятия. А
если учесть, что в последние десятилетия на глаза легли такие дополнительные
нагрузки как телевидение, мобильный
телефон, компьютер (который называют «радость» со слезами на глазах) и прочие
чудеса электроники, становится понятно, почему с каждым годом растёт число
людей, страдающих различными формами зрительных патологий. Изначально первобытному человеку
предназначалась совсем другая среда обитания: райский сад Эдем со всем его
великолепием цветов, растений, диковинных птиц, зверей, голубым небом,
прозрачной водой и прочими красотами природы. Такая естественная природная
среда находилась в полном соответствии с физиологическими нормами зрения. Вот почему
наши далёкие и даже не очень далёкие предки не носили очков и не испытывали
никакого зрительного дефекта. 90%
всей истории человечество провело в
полном единении и гармонии с природой, существуя как её неотъёмлемая часть. Все
эти тысячелетия визуальная среда
человека не претерпевала значительных изменений. Поэтому и глаза как орган зрения свершено не
изменились по своему устройству и структуре. Лишь
несколько поколений назад промышленная революция небывалым образом расширила
возможности человека , резко изменив и образ жизни, и облик окружающей среды.
Всё больше людей стекаются в большие города и крупные мегаполисы с однотипными,
однотонными домами и серыми производственными строениями. Когда-то человек лишь
малую часть своего времени был занят пристальным рассматриванием конкретной
обстановки или мелких предметов, например, во время охоты или изготовления
орудия труда, одежды. На долю же свободного восприятия у первобытного человека
приходилось примерно 80% общего времени. В наши дни соотношение конкретного и
абстрактного зрительного восприятия кардинально изменилось. Теперь больше 80%
времени большинство людей имеет дело с
объектами, требующими напряжённого пристального вглядывания на относительно
близком расстоянии (книга, компьютер,
телевизор…). Цивилизация кардинальным образом изменила
характер зрительного процесса, однако состояние глаз, и отношение к ним в
социокультурной среде осталось прежним. Всё возрастающая нагрузка на глаза
вступила в явное противоречие с их физиологическими возможностями. Отсюда –
стремительный рост числа людей с различными заболеваниями глаз. Что же сам человек сделал за эти годы для
своих глаз, для облегчения их тяжкой участи? Увы, ничего. Нас с детских лет
учат ухаживать за чистотой рук, ушей зубов. В последние годы мы овладели
внутренней гигиеной: активно чистим печень, почки, кишечник… А вот ухаживать за глазами большинство людей
не умеют! Мы знаем сотни упражнений для поддержания в
тонусе мышц живота, спины, бёдер, а
сохранять силу и эластичность самых нагруженных глазодвигательных мышц так и не
научились. Мы освоили множество способов
медитации и релаксации, но не умеем снимать усталость с наших величайших
тружеников – глаз, которые работают без передышки, как только открываем их по -
утру. А ведь приёмы снятия зрительного напряжения
разработаны ещё пять тысячелетий назад йогами, более ста лет назад научно
обоснованы Бейтсом и его учениками. Эти простые упражнения расписаны в сотнях
книг и статей и доступны любому человеку. Почему же мы оказываем своим глазам
такое явное пренебрежение? К сожалению,
правила ухода за глазами не учат ни в школах, ни в вузах, ни в кабинетах врачей
окулистов. Забота о глазах не принята в нашем обществе. Нет ни одной структуры
в мире, которой бы было выгодно сохранение хорошего зрения человека! Напротив,
целые армии производителей, врачей, фармацевтов и распространителей живут и процветают за счёт этой вселенской беды –
всё ухудшающего зрения человечества. (Вспомните рекламу на теле – радио или зайдите в аптеку и увидите
биодобавки, таблетки, капли для глаз). Единственные кто может противостоять этим полчищам иждивенцам – это мы сами. Наша
любовь, забота, внимание, грамотный уход за помощниками - глазами. Подумайте сами: зрение необходимо
человеку в любом виде деятельности. А хорошее зрение – неотъемлемая часть
счастливой жизни. Как писал один слепой парень в огромном газетном заголовке:
«Невозможность любоваться почти равнозначно невозможности любить». Поэтому
любите свои глаза, берегите их, ухаживайте за ними и учите своих детей. Ведь не
зря народ использовал пословицу в сравнении «берегите (чего-то или кого-то) как
зеницу ока». Предлагаю несколько комплексов упражнений
для глаз. Упражнения для снятия
глазного напряжения. Упражнение
1.Плотно
закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 сек. Упражнение 2. Посмотреть вверх,
вниз, вправо, влево не поворачивая головы. Упражнение 3.Вращать глазами по
кругу: вниз, влево, вверх, вправо. Упражнения выполняйте сидя, повторяя каждое
3-4 раза с интервалом 3-4 минуты. Общая продолжительность занятий 10-15 минут.
Упражнения 2 и3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми
глазами. Упражнения для утомлённых глаз. Упражнение 1. Выполняется сидя.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть их. Повторяйте 6-8 раз. Упражнение
укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц
глаза. Упражнение 2. Выполняется сидя.
Быстрые моргания в течение 1-2 минуты. Способствует улучшению кровообращения. Упражнение 3. Выполняется стоя: 1 –
смотреть прямо перед собой 2-3 сек. 2 –
поставить палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз 3 –
перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. 4 –
опустить руку Повторять 10-12 раз. Снижает утомление глаз, облегчает
зрительную работу на близком расстоянии. Те, кто пользуется очками, выполняет это упражнение, не снимая
их. Упражнение 4. Выполняется сидя: 1 –
закрыть веки 2 –
массировать их круговыми движениями пальца в течение 1мин. Расслабляет
мышцы и улучшает кровообращение. Упражнение 5. . Выполняется сидя.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Спустя 1-2сек. снять
пальцы с века. Повторить 3-4 раза. Улучшает
циркуляцию внутриглазной жидкости. Корригирующая гимнастика для глаз. Упражнение 1. Моргайте на каждый
дох и выдох (моргание полезно при всех видах нарушения зрения.) Упражнение 2.Исходное положение –
стоя. Голову держать прямо. Посмотреть вверх, вниз не изменяя положения головы. Упражнение 3. Исходное положение –
стоя. Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30
см. Смотреть на палец в течение 4-5 сек., затем закрыть ладонью левой руки
левый глаз на 4-6 сек., смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый
глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый
глаз. Повторить 4-6раз. Упражнение
4. Исходное положение – стоя.
Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки,
расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него
глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться.
Повторить 6-8раз. Упражнение
облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Упражнение 5.Посмотреть вправо,
затем влево, двигая каждый раз головой в том же направлении, что и глазами (но
ни в коем случае не наоборот). Упражнение 6.Раскачивайте тело,
голову и глаза подобно маятнику. Глаза при этом должны быть закрыты, а глазные
яблоки двигаться вместе с головой. Упражнение 7.Попытайтесь подражать
походке слона с раскачиванием. Сделайте
шаг правой ногой и качните тело, голову и глаза при этом вправо, а затем наоборот. Упражнение 8.Считайте с нерегулярными
интервалами и моргайте на каждый счёт. Повторить в течение 10-15 сек. Упражнение 9.Посмотрите в зеркало
на свой правый глаз и моргните, затем левый. Повторить 5-6 раз. Упражнение 10. Перебрасывая из рук
в руки мячик, моргайте при каждом касании его руками. Сделайте 10 бросков. Упражнение 11. Поднять взгляд к
потолку, не поднимая головы и не двигая телом. Повторить 5-6 раз. Упражнение 12. Поворачивайте глаза
из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо. Повторить
5-6 раз не спеша. Упражнение 13. « Письмо носом».
Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь
в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. После того, как откроете глаза,
зрение станет чётче, снимается напряжение мышц в области глаз. | |
Просмотров: 424 | |
Всего комментариев: 0 | |