Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей |
Дети дошкольного возраста с нарушением зрения – это особая категория пешеходов и пассажиров. Таких детей отличает ряд особенностей. Такие дети пользуются зрением как основным средством восприятия, полностью доверяют своему искаженному зрению. Познание ими окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельности протекает в условиях нарушенного зрения и строится на суженной наглядной и действенной основе. У них измененный процесс зрительного восприятия (нечеткость, фрагментарность, схематизм образов окружающей действительности). Малышу, который получает нечеткую или искаженную зрительную информацию об окружающем его мире, присущи: неуверенность в своих движениях, нарушения точности, координации и темпов движения, пониженная двигательная активность, затруднена ориентация в пространстве. Такие дети могут споткнуться или оступиться на ровном месте. Дети с нарушением зрения испытывают трудности в восприятии формы, цвета и размеров, оценке положения предметов, в частности в узнавании обозначений и деталей изображений на рисунках, чертежах и схемах. Они могут не видеть приближающийся транспорт, «зебру», плохо различать дорожные знаки, их цвет, форму и начать не правильно действовать. Для детей с нарушенным зрением характерны нарушения бинокулярного зрения, стереоскопического, глубинного зрения, которые не позволяют адекватно воспринимать форму объемных предметов и телесность предметов, расстояние между ними, оценивать глубину пространства. Это вызывает трудности пре переходе улицы, оценке приближающегося или удаляющегося транспорта. Снижение зрения сказывается на формировании понятий и понимании значения слов. Склонность детей с нарушениями зрения к чисто словесному знакомству с окружающим особенно опасна в младшем возрасте. Словесное знакомство с окружающим приводит лишь к видимости знания. По существу, дети понаслышке судят о многих предметах, словесно обозначают их, но неясно себе их представляют и мало знают о них. Чем меньше чувственной информации получает ребёнок с нарушением зрения, тем большим вербализмом характеризуются его образы мышления, речи и памяти. Память у детей с нарушенным зрением развита плохо. При задании они не могут удерживать в памяти цель задания и, совершив 1-2 действия, приостанавливают работу. Также в связи с нарушенным зрением дети не могут долго удерживать в памяти множество предметов. Инструкция, состоящая из нескольких последовательных действий, усваивается сложнее. У детей с нарушениями зрения наблюдается нарушение внимания, дети не вслушиваются в задания. Фиксация внимания происходит на первой части задания, а главный смысл не воспринимается. Прежде чем ребёнок с нарушенным зрением начнёт действовать, необходимо несколько раз повторить ему инструкцию В ходе выполнения задания инструкцию нужно повторять постоянно, иначе ребёнок, выполнив какую-либо часть задания, прекратит свою работу. У таких детей, нет нацеленности довести работу до конца. Они могут недостаточно быстро и правильно реагировать в сложившейся ситуации, совершать ошибки из-за невнимательности. Волевая сфера детей с нарушениями зрения развита слабо. Если у них не выходит какая-то работа, они быстро бросают задание. Быстрее наступает утомление. Поэтому при отборе содержания и методов обучения детей с нарушением зрения необходимо адаптировать предложенные материалы. подготовила учитель-дефектолог Карпикова Г.А. | |
Просмотров: 80 | |
Всего комментариев: 0 | |