Суббота, 18.05.2024, 13:26
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей

«Использование бизибордов для развития речи и восприятия мира ребенком»/Н. И. Попова

Для того чтобы развивался язык ребенка, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде и результаты наблюдений отражать в слове. Слово закрепляет представления и делает их более точными.

Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией их обстановки. Нужно организовать обстановку так, чтобы дети из нее могли свободно черпать представления, понятия, образы; создавать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое и наблюдаемое в речь.

Ощущения и восприятие - первая ступень в познании мира, речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств - орудие познания и в развитии речи ребенка они играют главную роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

С чего же начинать эту работу? Первое на что нужно обратить внимание это пальчиковые игры с подпеванием и проговариванием песенок, потешек. К пальчиковым играм можно добавить игры-шнуровки, игры с пуговицами, с прищепками, игры с крупами, детское творчество, работа с тестом и. т. д.

Организуя игровую деятельность наших воспитанников, мы в детском саду стремились найти что-то новое и нетрадиционное для занятий с ними. Наиболее интересной из новых игровых технологий для дошкольников младшего возраста нам показалась идея создания бизиборда по методике Монтессори.

 Бизиборд - развивающая доска со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, шестеренками, пуговицами, дверцами, цепочками, выключателями и прочими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено.

Двигая замок-молнию, расстегивая пуговицы, открывая карманы на различных застежках, ребёнок не только разовьёт мелкую моторику пальцев, но и разовьет навык самообслуживания – научится самостоятельно одеваться и раздеваться. Так же при давлении на кончики пальцев сигнал идет прямо в кору головного мозга, эти сигналы активизируют еще неразвитые клетки головного мозга, отвечающие за речь, а также интеллектуальное и физическое развитие ребенка. В процессе игры с бизибордом ребенок учится самостоятельно решать различные задачи, видеть свои ошибки, исправлять их, ищет различные способы решения задачи, развивает творческое мышление, мелкую моторику рук и речь.

В нашей группе мы создали несколько бизибордов. При создании учитывали требования к организации предметно-развивающей среды, указанные в программе, которая реализуется в нашем ДОУ. Исходя из них, мы определили, что бизиборд соответствует следующим требованиям:

-содержательно-насыщенный, развивающий  (чем больше различных элементов будет закреплено на такой доске, тем более интересна она будет малышу: различные замочки, колёсики, дверцы, цепочки, кнопочки и т.д.);

-доступный (пособие изготовлено с учётом возрастных особенностей и  находится в свободном доступном месте, что доставляет детям радость, развивает у них интерес к изучению нового);

-безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены; саморезы, которые используются для крепления, не выглядывают с обратной стороны доски; нет предметов, о которые можно пораниться);

-здоровьесберегающий (все детали сделаны из прочных материалов);

-эстетически-привлекательный (основной фон яркий; предметы разных форматов и цветов).

    Мы создали с помощью родителей волшебные бизиборды – это доски прямоугольной формы, на которой закреплены различные развивающие элементы, с которыми взаимодействует ребенок. Это такие элементы, которые можно трогать, дергать, крутить, щелкать, открывать, нажимать и так далее. Это замки, защелки, дверные цепочки, шпингалеты, счеты, колесики, переключатели, часы, шнуровка.

    С детьми можно проводить разные дидактические игры, предлагать разные игровые задания.

Например: «Игры на счетах», «Один, много» развивают математические способности детей, развиваются умения определять критерии «один», «много», «больше», «меньше», «поровну».

«Выключатели-розетки», «Защелки-замочки», «Волшебные замочки» вырабатывают умение действовать с различными бытовыми приспособлениями.

«Телефон» вырабатывается  умение покрутить круг телефона,

называя цифры и показывая их ребёнку, ребёнок набирает номер «01», «02», «03», закрепляя с ребенком, какой номер, к какой службе относиться, можно выучить с ребенком номер телефона мамы, папы и т.д., ребёнок самостоятельно набирает его.

«Мастерская» предлагается детям навинчивать гаечки на винтики, обращаеться внимание, чтобы дети научились совершенствовать вращательные движения правой и левой рукой.

«Открой – закрой» ребенку предлагается открыть и закрыть крючок, шпингалет.

«Включи свет» ребенку предлагается включить и выключить свет.

«Зашнуруем ботинок», «Завяжи шнурок на бант» вырабатывается навык шнуровки.

«Кто за дверкой?», «Покажи игрушку (животное) по описанию, по загадке»,  «Расскажем стишок про животных» способствуют не только развитию речи детей, но и развитию памяти, внимания, пространственных представлений: «вверху», «внизу», «справа», «слева».

«Открой дверцу» формировать познавательную деятельность и речь детей.

    Главная задача бизиборда – полная свобода тактильного восприятия.

    На доске дети манипулируют разными по фактуре и форме предметами: металлическими, деревянными, пластмассовыми. Так они запоминают ощущения от прикосновений к различным предметам и поверхностям, у детей развиваются тактильные ощущения, моторика пальцев, логика и мышление.

    Бизиборд - это тренажер с множеством дидактических игр, которые можно использовать для развития речи и восприятия мира ребенком.

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (16.12.2020)
Просмотров: 208 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]