Четверг, 16.05.2024, 01:01
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей

«Игровые способы формирования у дошкольников предпосылок овладения навыком письма»/Карпикова Г.А.

      Наши дети стали взрослее ещё на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу.  В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают   затруднения с   письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не   получается правильное   писание букв. Важно подготовить ребенка к овладению навыкам письма.

Для успешного овладения графикой письма необходимы:

  1. Координация движений (развитие движений пальцев и кистей рук).
  2. Пространственные представления.
  3. Определенный уровень развития мышечно-связочного аппарата кистей рук.
  4. Чувство ритма.

    Для детей с нарушением зрения формирование графических навыков письма имеет особое значение, т.к. из-за психических и моторных отклонений данный навык формируется у них труднее и дольше. Не следует рассматривать овладение графическими навыками как бесконечную тренировку в написании элементов букв. Это бессмысленно и даже вредно для недостаточно сформировавшейся кисти руки и психики ребенка. Чтобы сформированные и закрепленные навыки смогли стать фундаментом для школьного обучения, подготовка должна осуществляться систематически и последовательно, в том числе с помощью игровых видов деятельности. Я подобрала упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях.

Для развития координации в пространстве полезно играть в жмурки, используя колокольчики и погремушки.

Развитию средней и мелкой моторики, зрительно- ручной координации, пространственный представлений, внимания способствуют игры с мячиками для пинг-понга и воздушными шариками.

Вылавливание из таза с водой мячиков:

  • Руками (захватом сверху, снизу).
  • Двумя пальцами.
  • Тремя пальцами.

    Толкание в горизонтальной плоскости от себя воздушного шарика, подвешенного на нити в дверном проеме на уровне плеч ребенка:

  • Двумя руками.
  • Ладошкой одной руки.
  • Кончиками соединенных вместе пальцев руки (указательного, среднего и безымянного).
  • Попеременно ладошками правой и левой руки.

Играть с подвешенным на нити шариком можно и в паре, например: ловить и кидать шарик сначала двумя руками, а затем одной. Толкать шарик друг другу – ладошкой, пальцем чередуя руки, называть слова при отбивании шарика на определенную тему-фрукты, овощи, посуда и т.д.

Для развития мышечно-связочного аппарата кистей рук полезны игры и упражнения с конусовидными предметами – фишками. При чрезмерно сильном нажиме на среднюю часть фишка выскальзывает из пальцев, а при слабом не будет захвачена.

 При игре с фишками можно:

Расставлять фишки в соответствии с образцом, ставить фишки определенного цвета на определенные геометрические фигуры, составлять из фишек пирамидки и др.

 Для развития координированных движений обеих рук полезны упражнения с «Чудесным кувшином». Для этого в прозрачный кувшин помещают вырезанную из бумаги божью коровку с прикрепленной металлической скрепкой. На стенках кувшина цветным фломастером обозначают траекторию движения. Удерживая одной рукой кувшин за ручку, другой рукой с помощью магнита передвигают насекомое вдоль намеченной траектории. Можно усложнить задание налив воды в кувшин, помещают рыбку.

Координацию и произвольность (осознанность) движений обеих рук можно развивать с помощью следующих упражнений:

  • Катание шарика по желобу, зажатому между ладонями, чтобы шарик не выскакивал.
  • Перекладывание фасоли, гороха, бусинок  пинцетом в сосуд с узким горлышком.
  • Переливание воды в удерживаемую на весу посуду.
  • Игра с зубочисткой. Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

Для развития чувства ритма можно поиграть в игру «Эхо». Взрослый простукивает какой-либо ритмический рисунок, ребенку необходимо с наибольшей точностью повторить (прохлопать) его.

Когда ребенок выполняет задание, не торопите его, не критикуйте, если что-то не получается. Не забывайте похвалить за достигнутые успехи!

 

.

 

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (27.02.2022)
Просмотров: 103 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]