Воскресенье, 19.05.2024, 07:23
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей

Дидактическая игра - как средство развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения / Н.И Попова

Зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей с нарушением зрения?

Почему такое большое значение уделяется развитию этих навыков?

Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности? Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство - в двигательном поведении.

Таким образом, осязание и мелкая моторика:

- помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

- навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;

- позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;

- способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

Серия дидактических авторских игр

для развития осязания и мелкой моторики

Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития тактильного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, в детском саду мне приходится проявлять фантазию создавать специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения.

Оригинальность данных пособий заключается в следующем:

предназначены для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального;

сделаны из простого подручного материала;

просты и удобны в обращении;

доступны, яркие, многофункциональны;

имеют высокую развивающую возможность, технологичность.

Многофункциональность пособий заключается в том, что их используют для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.

Вот некоторые, из них которые вы мозжите вместе с ребенком изготовить дома и поиграть: «Тактильный центр», «Тактильный мешочек», «Волшебные дорожки»

Тактильные ощущения

                                

            

Мелкая моторика

     

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (24.09.2015)
Просмотров: 755 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]