Понедельник, 29.04.2024, 08:24
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Педагог - психолог » страничка для родителей

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ\Богомолова О.В.

Дорожно-транспортное происшествие - это трагедия XXI века, и в этом случае «личный» опыт ребенка неприемлем, поэтому так важно обучение детей поведению на улице, учитывая их психологические и физиологические особенности. Психологами установлено, что дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, зачастую не могут правильно оценить молниеносно меняющуюся обстановку на дороге. Детский организм оказывается в положении становления, и многие процессы подвижны и неустойчивы.

Поступки ребенка во многом обусловлены его природными данными. Внимание и заинтересованность еще плохо распределяются: дети зачастую смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение», особенно у детей младшего возраста.  У детей дошкольного возраста сужено поле зрения. Следовательно, он не может даже ориентировочно определить расстояние до приближающегося автомобиля. А уловить, с какой скоростью он движется, также способен не каждый ребенок.

Дети не имеют способности предугадывания всех видимых и невидимых вариантов поведения водителя. Кроме того, в экстремальных ситуациях, когда ребенок поставлен перед быстрым выбором: как поступить, - он непринужденно впадает в состояние безнадежной опасности, уязвимости и буквально теряется. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издали наблюдают и расценивают предстоящую ситуацию. Дети же приступают к наблюдению, только подойдя к краю проезжей части или уже находясь на ней. Вследствие чего мозг ребенка не успевает «оценить» ситуацию и дать правильную команду к поведению.

Чем сложнее ситуация для ребенка и чем большую сообразительность, прозорливость и скорость в принятии решения ему нужно показать, тем больше процесс торможения в центральной нервной системе ребенка. И, следовательно, образуется замкнутый круг: чем опаснее экстремальная ситуация, тем медленнее ребенок реагирует на правильность принятия решения.

Если ребенок смотрит на автомобиль, это не говорит о том, что он его видит. Заинтересованный собственными мыслями, переживаниями, зачастую он попросту не обращает внимания на транспортное средство.  В возрасте 5-6 лет дети, как правило, еще не способны точно определять источники звука. Ребенок может не придать значение звуку приближающего автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за недостатка у него постоянного внимания, которое у детей избирательно и сосредотачивается не на предметах, влекущих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего. У детей короче шаг и узкий сектор обзора на 15-20%, вдобавок замедленная реакция на опасность (3-4 секунды вместо 0,8-1 у взрослых).

Также особенностью восприятия является тот факт, что чем больше размер транспортного средства, отличий по эргономике от окружающей действительности, тем живее дети воображают его движение, а, следовательно, реагируют совершенно по-разному. При приближении грузовых машин, даже если они движутся с минимальной скоростью, ребенок крайне редко будет рисковать - пересекать проезжую часть, тогда как не способен увидеть опасность приближающегося на большой скорости легкового автотранспорта.  К тому же дети младшего возраста проецируют в реальный мир свои представления из мира игрушек. К примеру, уверенность в том, что настоящие транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте также мгновенно, как и игрушечные.

Знания в области правил дорожного движения предоставляют человеку лишь около 10% необходимой безопасности. Остальное достигается с помощью прогнозирования, то есть в умении предвидеть опасность на дороге и принимать решения по обстановке. Устойчивое состояние безопасности как социальное явление может сформироваться только в процессе обучения как потребность личности.

То есть в процессе обучения ребенка правилам дорожного движения надо обозначить ему те нарушения, которые он может увидеть на улицах, чтобы, пересекая проезжую часть, юный пешеход умел принимать правильное решение по отношению к другим участникам движения, т.е. необходимо создавать в ребенке инстинкт самосохранения. С позиции ребенка родители - эталон поведения во всем, а все, что делают мама и папа, правильно. Для любого ребенка родители - это объект любви и подражания. Если можно с родителями - значит, так можно везде и всегда. Нарушая правила дорожного движения, родители заведомо закладывают основу будущей неприятности. Личный пример соблюдения правил дорожного движения способствует развитию стойкой привычки не нарушать правила дорожного движения.

Преувеличено утверждение, что риск на дороге со стороны пешехода является недопустимым. Развитие и формирование психологической установки на отсутствие риска должно происходить с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей, их увеличенной объективной склонности к опасному поведению и половой принадлежности. Ребенок в возрасте от шести и до десяти лет постепенно становится все более самостоятельным. В данный период он открывает путь к самостоятельному передвижению по дороге, и в этой связи обучение его правилам дорожного движения обретает особую значимость. Будет он грамотным пешеходом, который обладает базовыми навыками безопасного поведения на дороге, или же в свою очередь вырастет злостным нарушителем или вероятной жертвой дорожно-транспортных происшествий? Роль родителей и педагогов в становлении культуры безопасности детей в решении данного вопроса переоценить невозможно.

Педагог-психолог Богомолова О.В.

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (25.12.2022)
Просмотров: 49 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]