Понедельник, 29.04.2024, 02:45
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Педагог - психолог » страничка для родителей

Психодиагностика  при изучении детей с нарушениями зрения\

При диагностике  детей с нарушением зрения   мне,  как психологу,  иногда приходится сталкиваться с некоторыми трудностями в подборе диагностического материала. Поэтому в работе со слабовидящими детьми приходится опираться на труды специалистов в этой области.

Российский психолог, дефектолог, специалист в области тифлопедагогики  Л. И. Солнцева в статье “Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения” дает рекомендации по адаптации методик для изучения детей с нормальным зрением. Использование этих методик, отмечает автор, возможно с условием адаптации стимульного материала и процедуры проведения исследования в соответствии с психологическими особенностями восприятия детей и последствиями влияния недостатков зрения на весь ход психического развития.

Исследователь должен знать диагноз заболевания и состояние зрительных функций, исследуемого ребенка (острота, характер зрения и т.д.). В связи с этим подбирается материал для обследования, выбирается время обследования, определяется продолжительность обследования.

Л. И. Солнцева указывает также и на общие требования, которые необходимо выполнять при предъявлении стимульного материала. Предлагаемый (в соответствии с возрастом и заболеванием детей) для обследования материал может состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, изображений (рельефных и плоскостных) на карточках и листах бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной цветовой гамме.

Все эти рекомендации я использую как во время диагностики, так и на совместной деятельности с детьми. Из собственного опыта могу добавить, что на предъявляемом листе, должно располагаться только одно задание, а не несколько, чтобы ребёнок мог сосредоточиться, не отвлекаться, сфокусировать внимание. В литературе, так же,  рекомендуют использовать речевые тесты,  чем наглядные, но некоторые дети страдают от недостаточно развитой слуховой переработки материала. Затруднения испытывают  и те дети, которые имеют ограниченные представления об окружающем. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий, причем,  90% этой информации – зрительная. Ребенок, имеющий  зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно.

Так на одном из занятий я столкнулась с тем, что дети не знают что такое грейпфрут. При следующей встрече выяснилось, что шесть  из семи помнят название фрукта, трое из детей попробовали его, четверо могли сказать,  чем он отличается от апельсина. Вывод: использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.

   

Педагог-психолог Богомолова О.В.

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (02.04.2022)
Просмотров: 111 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]