Среда, 15.05.2024, 13:01
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Педагог - психолог » страничка для родителей

О «кнуте и прянике», «свободном воспитании» и других методах воспитания ребенка / Ю.А. Самулеенкова

Долгое время в официальной педагогике считалось, что нет иного метода воздействия на ребёнка, кроме как поощрение и наказание. Произнесено это было, по-видимому, тогда, когда требовалось воздействие на большие массы людей. Стройки, армии, тюрьмы…, тут не выделялась отдельная личность. Предполагалось, что с достаточной долей вероятности часть хотя бы подчинится. Вместе с тем существовало и другое, личное обращение. Вспомним — «не в службу, а в дружбу», «не за страх, а за совесть». Это тогда, когда исполнение должно было быть гарантировано на сто процентов. Нельзя на воспитание ребёнка механически переносить методы воздействия на большую массу народа.

Этот метод «кнута и пряника» весьма подробно разработан в педагогике. Он часто применяется не только педагогами, но и всяким, кто в своём распоряжении имеет «кнут» и «пряник». Пользуясь этим методом, мы выращиваем усреднённую человеческую особь, которую даже трудно назвать личностью. Хотя задача воспитания — прямо противоположная. Трудно, конечно, давать детализованные рекомендации. Попробуем вместе  разобраться. Наказание ведёт к подавлению личности, приводит либо к полной безынициативности, либо, если мы имеем дело с ребёнком сильного характера, переходит в оппозицию: в пять лет он может тайно делать всякие неприятности родителям, издеваться над слабыми (лягушки, птенцы), в десять лет, протестуя, он может начать убегать из дома.

Но к не меньшим неприятностям может привести и, казалось бы, более мягкий метод поощрения. Некоторые родители, уповая на этот метод, вводят как бы «таксу» — некие расценки поощрения за разные поступки. В результате желаемого пряника любыми путями это приводит к неискренности, корыстолюбию, а порой и прямому обману. Есть сейчас ещё один метод, который кажется нам неприемлемым, хоть он и вошёл в моду в последнее время. Это так называемый метод свободного воспитания. Метод, когда дети воспитываются в условиях якобы абсолютной свободы, когда они как бы абсолютно раскованы и свободны. Но новейшие исследования психологов с необходимостью доказывают порочность данного метода. Дети, выросшие в условиях искусственного сиротства, лишённые именно РОДИТЕЛЬСКОГО  тепла, ласки, внимания, защиты, становятся неуверенными в себе, зажатыми, закомплексованными и элементарно отстают в интеллектуальном развитии.

Гораздо более трудный, требующий максимальной отдачи от всех членов семьи — это метод доверительных отношений, тепла, ласковости, взаимности. Здесь место поощрения и наказания занимает одобрение или неодобрение, исходящее от безусловно авторитетного и любящего существа (отца, матери, бабушки, брата). Достаточно будет сказать ты молодец, «я тобой горжусь» или «ты меня огорчил, я расстроен». Но тут действительно нужен авторитет, завоёванный не подачками и не суровостью, а искренней преданностью, тактом, пониманием, да и всей атмосферой семьи, атмосферой взаимного уважения и приязни.

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (05.05.2015)
Просмотров: 379 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]