В последние годы, всё чаще в работе с дошкольниками встречается проблема детской агрессии. Вначале, агрессия проявляется исключительно в импульсивных признаках упрямства, часто не поддающегося управлению взрослых. В позднем дошкольном возрасте на первый план активнее выдвигаются ссоры и конфликты с ровесниками, возрастает число случаев использования детьми физического насилия.
Агрессия, является мотивированным, деструктивным поведением, противоречащим нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Хотя, те, или иные формы агрессии характерны для большинства детей, когда ребёнок отстаивает свои интересы и свои права. В таких случаях (когда агрессия, злость служит средством к достижению комфорта, отстаиванию интересов, обеспечению безопасности) можно говорить о нормальной агрессии. Полное её отсутствие приводит к пассивности, ведомости и зависимости. Однако, мы, можем наблюдать, что у определенной категории детей агрессия является устойчивой формой поведения и в последствии трансформируется в устойчивое качество личности. Практически в каждом детском коллективе можно выделить детей - агрессоров.
Причины их агрессивного поведения могут быть разные:
- Накалённая обстановка в семье;
- Неблагоприятные условия: отсутствие режима, несбалансированность нагрузок;
- Негативные или даже позитивные перемены в жизни;
- Просмотр передач, игра в компьютерные игры с демонстрацией агрессии;
- состояние фрустрации (например, когда ребёнок сталкивается с системой запретов или ограничений);
- Пример родителей – модель негативного отношения к людям и окружающей среде;
- снисходительность родителей (готовность родителей прощать поступки детей);
- Строгость наказания родителями агрессивного поведения ребёнка и т.д.
Анализ причин агрессивных действий показал, что агрессивные действия выступают в качестве:
Средства достижения какой- либо цели;
Способа психологической разрядки;
Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении;
Защиты занимаемой территории;
Стремления к господству;
Реакции личности на враждебную действительность и др.
Безусловно, такие дети нуждаться в поддержке со стороны взрослых. В психологии существует термин «Социализация агрессии», т.е. ребёнка нужно научить контролю собственных эмоций, агрессивных импульсов или выражению их в приемлемой форме. Поэтому, мною были намечены основные направления реализации системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения старших дошкольников, через работу с данной категорией детей, их родителями и педагогами ДОУ. Для работы с детьми я разработала серию тренингов, цель которых, научить их конструктивному общению. В ходе тренинга, дети создают наглядный макет- плакат, в котором отображаются все ступеньки их пути к поставленной цели. Например, на тренинге «Страна хорошего настроения», дети, создают карту, которая должна их привести в эту страну.
|