Воскресенье, 22.09.2019, 00:21
Приветствую Вас, Гость

 «Создание условий для реализации ООП ДО: проблемы и решения

(Опыт создания и оценки развивающей предметно пространственной среды).

Старший воспитатель МКДОУ №1 «Ручеек»

Солодянкина Светлана Сергеевна

Вопрос создания предметно - пространственной среды для нашего дошкольного  учреждения,  является важным и актуальным, т.к. вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет  к   развивающей предметно - пространственной среде определённые требования.

Для достижения этих требований педагоги обследовали соответствие ППС группы требованиям стандарта. Используя предложенный алгоритм, разработали план оснащения предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Для более заинтересованной и эффективной работы педагогов администрацией детского сада были объявлены конкурсы «Физкультурных уголков» и «Центров социально-коммуникативного развития», что послужило для педагогов толчком для создания ППС и по другим образовательным областям. Как вы видите из этого слайда, главными критериями конкурса является безопасность, насыщенность, вариативность, они же являются требованиями ФГОС к развивающей предметно-пространственная среде.

Физкультурные уголки, созданные в младших группах, отличаются наличием более крупного оборудования, сюжетных игр, игрушек и пособий (наголовников, ярких мячей, пособий в виде животных).

Созданы оригинальные, неповторимые пособия: дорожки здоровья, массажные коврики, кольцебросс, эспандеры, султанчики).

   

В старшем возрасте физкультурные уголки дополняются схемами выполнения различных упражнений, спортивными играми – баскетбол, футбол, настольными: теннис, хоккей, футбол, шашки, шахматы.

 

    

В соответствии с возрастом детей в каждой группе есть дидактические, игровые, наглядные материалы по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни (альбомы, дидактические игры, иллюстративный материал и др.)

  

В спортивно зале и на спортивной площадке имеется физкультурное оборудование, тренажёры, пособия, спортивные комплексы, бассейн, сауна, технические средства для проведения образовательной деятельности,  общих мероприятий. В зависимости от сезона, имеется выносной материал для проведения образовательной деятельности по физическому развитию и организации двигательной  активности на прогулке.

        

Центры социально-коммуникативного развития вмещают в себя игры и пособия для сюжетно-ролевых игр, знакомства с трудом взрослых. В младшем возрасте  оборудование подобрано по сюжетно-ролевым играм: магазин, больница, парикмахерская.

           

 В старшем возрасте, пособия находятся в кейсах: инструменты, мелкие игрушки, муляжи. Дети набирают для своей игры нужный материал и устраивают её в любом месте группы. Здесь преобладают режиссёрские игры и оборудование для них.

Оборудованы эмоциональные уголки и уголки настроения.

Полифункциональность развивающей среды выражается  наличием мягких модулей, ширм, маркеров игрового пространства, которые способствуют как уединению детей (ширмы настольные, напольные), так и объединению для показа сказок, концертов (ширмы, шторы).

            

Особое внимание уделяется вопросам безопасной жизнедеятельности ребенка. С этой целью оборудованы уголки безопасности, в которых подобран демонстрационный материал по пожарной безопасности, по безопасности в быту, в природе, по правилам дорожного движения, что позволяет конструировать сюжетные ситуации по профилактике поведения ребенка в жизни, и эффективно применяется для проведения тренингов, занятий по решению практических проблем.

   

В уголках речевого развития размещаются игры и пособия направленные на речевое развитие: развитие словаря и грамматического строя речи, а так же библиотечки,  книжные уголки, ширмы с незаконченным сюжетом сказки (педагогом выставляются один-два героя сказки, а остальных ребёнок добирает сам и досказывает сказку).

  

   

В старшем возрасте добавляются пособия по обучению детей грамоте, школьные уголки, различные лабиринты, ребусы, схемы для рассказывания, моделирования сказок.

    

 В предметной среде по образовательной области познавательного развития особое  внимание уделяется организации познавательной деятельности ребенка, как совместно с педагогом, так и самостоятельной.

     

Для этого мы используем различные мини-центры: ознакомления с окружающим миром, миром природы, рукотворным миром, экспериментальный уголок, математический, конструкторский. В них размещаются оборудование для опытов, оборудование для просмотра презентаций, материал для экспериментирования (шишки, камушки, песок, глина, лупы).

      

В старшем возрасте эти уголки пополняются макетами (города, группы, улицы), картами, глобусам, мини-зонами по тематике проектов (путешествие в пустыню), мини – музеями, схемами выполнения опытов.

   

Знакомству с природным миром способствует зимний сад, оборудованный в зимнем саду.

   

В зоне художественно – эстетического развития, размещаются  полочки красоты, с предметами искусства и материалами по ознакомлению с искусством; музей одной картины; материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности, выставки детского творчества, «Мастерилки»  по работе с тканью, бумагой, бросовым материалом.

 

 

Оборудование театральных зон включает в себя разнообразие театров (на лопаточках, кукольные, настольные и т.д.), ширмы, уголки ряженья, театрализованные игры, музыкальные инструменты, то есть тот материал, который помогает развитию эстетического вкуса ребенка, художественно-образного мышления и музыкально-хореографических способностей детей.

     

В строительных центрах находятся различного вида конструкторы, строительный и природный материал, схемы построек, моделирования.

   

Во всех возрастных группах обязательно присутствуют продукты детской деятельности: галереи рисунков, пособия в различных уголках, игры и игрушки сделанные детьми совместно с педагогом.

   

Наш детский сад компенсирующего вида. Пять групп из 11 – это коррекционные группы для детей с нарушением зрения. Детский сад имеет многолетний опыт коррекционной развивающей работы с детьми с нарушением зрения, которая обеспечена нормативно-правовой базой, педагогическими кадрами, методическими пособиями развивающими материалами, созданием специальной безбарьерной среды жизнедеятельности детей:

  • Окрашивание стен и дверей в групповых ячейках в разные цвета;
  • Специальная разметка для слабовидящих детей;
  • Разное половое покрытие для развития тактильных ощущений;
  • Подставки, обеспечивающие наклонную плоскость для детей с расходящимся косоглазием;
  • В музыкальном и физкультурном зале зеркальные стенки.(3000*150мм), которые осуществляют  зрительный анализ движения, дают самооценку выполняемых действий;
  • В каждой группе и физкультурном зале имеются наборы мишеней для метания, которые осуществляют зрительную оценку пространственного развития и глазомера;
  • В физкультурном зале линолеум с ярким рисунком для развития зрительного восприятия и  ориентировки в пространстве.

    

       

Книжки для слабовидящих детей из серии «Атлас восприятия иллюстраций» благотворительного общественного фонда «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей».  Они стали ежедневным методическим пособием, которое используется на занятиях, в играх, в любой совместной деятельности педагога с детьми, а также являются незаменимыми в организации самостоятельной деятельности детей.

    

Приобретены индивидуальные коврики для лечебных физкультурных занятий детей, специальные тренажеры для развития глазодвигительных функций, зрительно – моторной координации и тренировки аккомодации глаза.

   

При организации предметно - развивающей пространственной  среды наши педагоги учитывают индивидуальные и возрастные  особенности развития, создают ситуацию выбора. Игровое оборудование яркое и привлекательное, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес у детей. Это просматривается не только в помещениях детского сада, но и на прогулочных площадках в любое время года.  Всё это говорит  о том, что мы стараемся сделать развивающую среду вариативной.

ППС доступна детям как в правильном и рациональном использовании оборудования, так и в том, что все пособия находятся в свободном доступе  для детей. А это еще два требования ФГОС к развивающей предметно-пространственная среде.

Большинство пособий и оборудования было создано нашим педагогическим коллективом, с активным участием родителей воспитанников. Благодаря проводимой работе предметно-развивающая среда групп пополнилась множеством игр, пособий и материалов. Сейчас игровое пространство групп обеспечивает развитие детей по всем пяти образовательным областям.