Вторник, 16.07.2024, 14:04
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей

«Ребенок с нарушением зрения и уровень запоминания стихотворений»\Попова Н. И.

Научными исследованиями доказано, что заучивание стихов – процесс индивидуальный каждый ребенок с нарушением зрения имеет свой уровень запоминания, поэтому не рекомендуется проведение фронтальных занятий, групповых занятий с этой целью. Представляется целесообразным ознакомление с поэтическим произведением, отобранным для заучивания, проводить на групповых занятиях, а его разучивание – индивидуально. Такое занятие проводится по ориентировочной схеме:

      - в младшей группе  -  сюрпризный момент игрушка, о которой упоминается в стихотворении, игровая ситуация;

      - в средней группе  -  обращение к собственному опыту детей с нарушением зрения, вступительная беседа на тему стихотворения;

      - в старшей группе - вступительная беседа на тему стихотворения, беседа о творчестве  поэта, его ранее прочитанные  поэтические произведения.

      Методика работы по заучиванию стихотворения включает в себя следующие структурные компоненты:

1. Сообщение названия стихотворения, его автора. Педагог читает стихотворение на память.

2. Беседа по содержанию стихотворения.

3. Повторное чтение стихотворения педагогом (1-2 раза).

4. Чтение стихотворения (1-2 раза) с определенным  приемом заучивания: игровым, наглядным. Как правило, детям с нарушением зрения с высоким  уровнем запоминания этого достаточно, чтобы выучить стихотворение.

5.Выразительное чтение стихотворения ребенком, который его запомнил (по его желанию).

6.Интересное завершение занятия: психологический этюд или рисование под музыку по содержанию стихотворения.

Для  заучивания стихов можно использовать  вспомогательные  методы, которые воспитатель может использовать, учитывая индивидуальные особенности  ребенка с нарушением зрения такие как:

Опора на образ - иллюстрация образных картинок.

Инсценировка -  разыгрываются все действия, о которых говориться в стихотворении.

Договаривание последнего слова рифмы - воспитатель читает строку, последнее  слово в ней договаривает ребенок.

Чтение строк с вопросительной интонацией - воспитатель читает строку стихотворения с вопросительной интонацией, ребенок утверждает этой же строкой.

Пересказ стихотворения своими словами – прочитав стихотворение один раз или дважды , ребенок  может попытаться описать своими словами то, о чем говориться в стихотворении, что делают персонажи или какой пейзаж изображен.

Сопровождение стихотворения соответствующими по содержанию движениями - педагог  сопровождает чтение стихотворения соответствующими по содержанию движениями. Дети повторяют слова и движения за взрослым. Эффективность такого заучивания повышается почти вдвое. Это обусловлено тем, что у детей  в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Следовательно, для лучшего заучивания  стихов детям, имеющим нарушение зрения, необходимы наглядные средства запоминания, определенные символы, движения.

      Независимо от того, какими методами заучивается стихотворение, оно заучивается целиком от  начала до конца. Недопустимо заучивание стихотворения частями – у детей с нарушением зрения исчезает целостность восприятия произведения

Попова Н. И.

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (07.12.2021)
Просмотров: 168 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]