Вторник, 16.07.2024, 13:51
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей

​​​​​​​Развиваем тактильную чувствительность у детей с нарушением зрения\Шмелева Л.Л.

Одной из специфических закономерностей развития детей с ограниченными возможностями зрения является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у детей с нарушением зрения в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образов окружающего мира.

          Уважаемые родители, если у вас уже есть разные пособия, помогающие развивать тактильные ощущения своих детей, то вы сможете только пополнить их, ну а если нет, тогда вам придется создать свою коллекцию самых разных игр и пособий. Что для этого нужно: кусочки разных тканей и материалов – кожи, меха, наждачной бумаги разных номеров, губки и др. Так же пригодятся разные крупы, мешочки с разными наполнителями (можно использовать перчатки, носочки, колготки для змеек…) Вы можете наклеить на дощечки разные ткани и материалы, а можно это сделать на одной большой поверхности.

        Сначала давайте исследуем свой дом, что и какое у вас есть. Возьмите что-нибудь гладкое на ощупь – тарелку, зеркальце. Предложите ребенку потрогать ее закрыв глаза, пусть он ощутит гладкий предмет, затем рассмотрите, как выглядит гладкий предмет. А теперь найдите в вашем доме другие гладкие предметы. Теперь подведите ребенка к деревянному предмету: столу, двери, шкафу. Так же изучите его поверхность. Обратите внимание ребенка на то, что деревянные предметы теплые, они могут быть гладкие (полированные) и не очень гладкие. Найдите все деревянное. Так же можно поискать металлические предметы, пластмассовые и потрогав их обязательно надо сказать, ведь ребенок может почувствовать, но не осознать свои ощущения.

     «Волшебный мешочек». Многие знают о «Волшебном мешочке». Есть много разных способов его применения. Он полезен тем, что маленькому ребенку трудно закрывать глаза и не подглядывать. Играя в «волшебный мешочек» предлагайте ребенку доставать предметы и левой и правой руками. Если у вас его нет, то не беда. Сшейте мешочек из любой ткани, затяните шнурком, вот он и готов, а возможно вы сможете использовать уже готовый, важно только, чтобы он был не прозрачный. А чем наполнить? Это могут быть мелкие игрушки, разные предметы, ткани, машинка, куколка, колечко от пирамидки или колесико, шарик, кубик, короткий не острый карандаш, бумажка. Начиная играть с малышом, выберите игрушки, которые он хорошо знает и которые легко определить на ощупь. Не берите сразу много предметов, достаточно будет восьми. Берите предметы по очереди. Сначала вы сами, так вы покажете без лишних слов, как надо играть. И так, начинаем, разложите предметы перед ребенком, рассмотрите их, назовите. Попросите ребенка так же их назвать, ведь ребенок может правильно угадать, но он этот предмет называет не так как вы. Теперь положите все в мешочек, начинаете вы, что-то нащупали и пытаетесь отгадать. Делайте это в слух, например, вот так: «Кажется это куколка, да, вот вроде ручка, а есть ли ножка, ага, вот и ножка, точно, это куколка». После этого достаете и радуетесь, как я здорово угадала, а теперь ты? Предлагаете ребенку. Если ему одной рукой сложно, пусть он попробует двумя, если он что-то взял, но не может отгадать, предложите ему взять другой предмет, но только пусть не вытаскивает, пока не скажет, что у него в руке. Даже если ошибется, все равно порадуйтесь тому, что он молодец, ведь он же что-то сказал.

«Что пропало». Но только на ощупь. Положите в мешочек штук 5 предметов, игрушек, которые легко ребенок может определить на ощупь. Пусть он потрогает все, но не вытаскивает. Затем возьмите у него мешочек, и что-нибудь выньте. Дайте опять его ребенку и пусть он потрогав все предметы скажет, что исчезло. Когда он скажет, покажите вынутый предмет (даже если ошибся). Предложите теперь вынуть предмет из мешка незаметно для вас, и вы сами попробуйте отгадать, что пропало.

Положите в мешочек по очереди игрушки, предметы из разных материалов: мягкую игрушку, предмет металлический (не острый), пластмассовую, фарфоровую… Задача ребенка не только отгадать, что там лежит, но и сказать, из какого материала этот предмет.

«Находим одинаковую игрушку». Для этой игры вам понадобятся или одинаковые предметы, игрушки или подобные, например, две машинки, два кубика, два колесика, две ложечки, две мышки…  Положите по одной в мешочек, показывайте ребенку одну игрушку и пусть он найдет в мешочке точно такую же.

«Найди пару». Можно использовать дощечки с наклеенными материалами или парные кусочки ткани. Дайте потрогать один материал, но так, чтобы ребенок не видел, что он трогает. Затем надо найти такой же среди лежащих перед ним. Так все остальные надо разобрать по парам.

«Ищем клад». Для этой игры используйте гречку, она дает самые незабываемые ощущения. Гречка шелковистая на ощупь. Насыпьте в кастрюлю или чашку около килограмма гречки. Подберите мелкие игрушки, которые будете прятать. Спрячьте их в гречке. Искать можно по очереди. Как только игрок что-то нашел, он уступает место другому, маме.

Другой вариант, вы знаете, что спрятано в гречке, говорите: «Я хочу найти ложку» и ищете там ложку.

Сшейте мешочки небольшого размера, примерно четыре на пять сантиметров. Заполните их наполовину крупами и другими наполнителями: солью, макаронами, рваной бумагой, зашейте их. Мешочки должны быть парными, два мешочка с гречкой, два с макаронами… Задача ребенка найти каждому пару.

Исследуем наше тело. Возьмите перышко или что-то легкое, что не давило бы на кожу, ведь мы чувствуем не только прикосновение, но и давление. Легко прикасайтесь перышком в разных местах, так вы можете определить места, которые вообще ничего не чувствуют.

Интересные ощущения бывают, если вы проводите по тыльной стороне руки от кисти до локтя спиралевидно, не спеша, еле прикасаясь к руке. Ребенок не должен смотреть, а когда ему покажется, что вы дошли до локтевого сгиба, он должен об этом сказать. Чаще всего, когда кажется, что уже дошли, на самом деле остается еще сантиметра три – четыре.

Ножки тоже могут ощущать. Давайте сделаем дорожку из разных материалов: положите шерстяной шарф, мятую бумагу, из кубиков мостик через реку, можно положить подушку, клеенку, фольгу, разные ткани. Поищите, что еще вы можете использовать. Может быть есть мочалка, камешки, массажный коврик. Дорожка должна состоять из разных материалов. Придумайте, какой участок вашей дороги что будет обозначать, например, подушка – это мох в болоте, значит дорога идет через болото, шерстяной шарф – пустыня. Придумайте историю, в которой герою надо было идти в далекий путь. Может быть надо найти волшебный напиток для бабушки, у которой болят ножки или для дедушки, у которого плохо видят глаза. Вы узнали, что это волшебное средство находится в далеком месте, и чтобы туда добраться, надо сначала пройти полем (это может быть коврик), потом болотом, потом лесом. В конце пути положите бутылочку с водой, это и будет волшебным средством.

           Можно сделать постоянно действующую тактильную дорожку. Она просто необходима детям, у которых есть плоскостопие, часто болеющим детям, так как стимуляция стоп повышает иммунитет. Для этого надо сшить несколько разных тканей в виде дорожки. На отдельные участки можно нашить пуговицы, на другие пришить шнур, выложив его в виде узора или просто заполнив им пространство. Так же можно использовать мех, можно вшить мешочки с крупами, только надо использовать крупную крупу, например, перловку. Но в этом случае нельзя будет ее стирать. Постелить такую дорожку можно от кровати ребенка до двери, чтобы он почаще наступал на нее. Объясните ребенку, что она необходима для того, чтобы он рос здоровым и сильным.

Домашняя песочница. Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают маленькие и большие предметы. Не менее полезно пересыпать руками песок, строить из него каналы, горки, дороги.

Что понадобится для домашней песочницы:

  • деревянный ящик или пластиковый контейнер. Подойдет и поднос. Желательно внутри покрасить его в синий цвет символизирует дно реки, а бортики – небо. Считается, что голубой цвет действует успокаивающе;
  • песок – речной, морской, высушенный и прокаленный в духовке. Можно купить песок в зоомагазине или специальный кинетический песок;
  • различные фигурки: людей, животных, предметов быта, еды, растений и т.д. Бусины, камушки, природный материл, ткань – все, что может использовать ребенок в игре.

Как играть:

1. Можно рисовать узоры пальчиками, палочкой. Делать ямки, туннели, закапывать и откапывать какой-то предмет. Брать песок ручками, делать отпечатки, следы животных.

2. Можно добавлять воду и делать разные куличики, горки, формочки.

3. Играть с сухим и мокрым песком, с фигурками и игрушками.

4. Создавать свой мир, историю с помощью различных материалов и фигурок.

5. Проигрывать разные ситуации, которые беспокоят ребенка.

6.Родителям не стоит вмешиваться в игру ребенка, позволив ему полностью самовыразиться. Вы можете наблюдать или быть напарником, предлагать ему разные варианты, но не настаивать.

      Таким образом, чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнивать, объединять или различять окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно развивать своё  мышление. Тактильные ощущения – огромная сфера жизни детей с нарушенным зрением и при нехватке тактильных ощущений ребенок может страдать как физически, так и умственно.

Консультацию составила учитель-дефектолог Л.Л. Шмелева

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (18.01.2022)
Просмотров: 96 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]