Вторник, 16.07.2024, 13:54
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей

«Развитие пространственной ориентировки с помощью схем у детей с нарушением зрения»\Шмелева Л. Л.

      Обучение детей с нарушенным зрением ориентировке в пространстве с помощью схем является самым сложным этапом работы. У  дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки  развития движений и малая двигательная активность. Это вызывает трудности  пространственной ориентировки, что ограничивает в дальнейшем самостоятельность и активность детей во всех сферах деятельности. Они самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.

   Обучение дошкольников  ориентировке в пространстве с помощью схем осуществляется в несколько этапов:

  1. Обучение моделированию пространственных отношений на реальных предметах, игрушках и их заменителях.
  2. Формирование умений обозначать пространственное расположение реальных предметов и находить их на схеме.
  3. Обучение созданию собственных схем.

     Все обучение организуется на специально подобранных играх и заданиях. Используемые игры и задания можно построить на идеях следующих авторов: Е.Л. Агаева, Л.А. Венгер, Л.И.Плаксина, Е.Н.Подколзина и др., но при этом иметь свое своеобразие в содержании, руководстве и подборе игровых материалов. В предложенных играх дети постоянно упражняются в словесных обозначениях различных пространственных отношений, обогащая словарь пространственной терминологией.

     Сначала проводится обследование помещений. Например, кабинет тифлопедагога. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком, при этом уточняется  форма кабинета, представления  о мебели, её свойствах и назначении. Дети определяют, что в кабинете четыре стены, рассматривают пол и потолок. Для определения детей правильному определению местоположения мебели кабинета, важно научить их определять местоположение предмета в пространстве в зависимости от точек отчета. После того, как дети научились свободно ориентироваться в кабинете, появляется возможность моделирования схем пространства. Для этого можно использовать  конструктор. Вместо мебели использовать предметы – заменители. Вместо стола – прямоугольник, вместо стула – квадрат, вместо шкафа соединить два прямоугольника. Очень важно, чтобы дети научились соотносить пространственное расположение реальных предметов и предметов – заменителей.

Следующий этап работы – ознакомление с простыми картинками-планами и схемами. Дети рассматривают схемы и рассказывают, что на них расположено. Самостоятельно располагают игрушки на поверхности стола соответственно плану. А далее, усвоив это задание, дети смогут схематично изобразить предметы и их пространственное расположение.

Таким образом, приобретенные детьми навыки работы со схемами  будут способствовать развитию их пространственного мышления, что значительно облегчит зрительно-пространственную ориентировку  и  представление об окружающем пространстве расширятся. Дети овладеют навыками свободного самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне), но и в незнакомом замкнутом пространстве.

Используемая литература:

  1. Консультация для воспитателей «Развитие зрительно-пространственной ориентировки с помощью схем у дошкольников с нарушением зрения», учитель-дефектолог Буздырина О.Б.
  2. П.Н.Подколзина «Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией применению схем в процессе зрительно пространственной ориентировки» Институт коррекционной педагогики РАО Москва,1980г.

​​​​​​​Учитель-дефектолог Шмелева Людмила Леонидовна

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (26.05.2021)
Просмотров: 116 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]