Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей |
Обучение детей с нарушенным зрением ориентировке в пространстве с помощью схем является самым сложным этапом работы. У дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. Это вызывает трудности пространственной ориентировки, что ограничивает в дальнейшем самостоятельность и активность детей во всех сферах деятельности. Они самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении. Обучение дошкольников ориентировке в пространстве с помощью схем осуществляется в несколько этапов:
Все обучение организуется на специально подобранных играх и заданиях. Используемые игры и задания можно построить на идеях следующих авторов: Е.Л. Агаева, Л.А. Венгер, Л.И.Плаксина, Е.Н.Подколзина и др., но при этом иметь свое своеобразие в содержании, руководстве и подборе игровых материалов. В предложенных играх дети постоянно упражняются в словесных обозначениях различных пространственных отношений, обогащая словарь пространственной терминологией. Сначала проводится обследование помещений. Например, кабинет тифлопедагога. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком, при этом уточняется форма кабинета, представления о мебели, её свойствах и назначении. Дети определяют, что в кабинете четыре стены, рассматривают пол и потолок. Для определения детей правильному определению местоположения мебели кабинета, важно научить их определять местоположение предмета в пространстве в зависимости от точек отчета. После того, как дети научились свободно ориентироваться в кабинете, появляется возможность моделирования схем пространства. Для этого можно использовать конструктор. Вместо мебели использовать предметы – заменители. Вместо стола – прямоугольник, вместо стула – квадрат, вместо шкафа соединить два прямоугольника. Очень важно, чтобы дети научились соотносить пространственное расположение реальных предметов и предметов – заменителей. Следующий этап работы – ознакомление с простыми картинками-планами и схемами. Дети рассматривают схемы и рассказывают, что на них расположено. Самостоятельно располагают игрушки на поверхности стола соответственно плану. А далее, усвоив это задание, дети смогут схематично изобразить предметы и их пространственное расположение. Таким образом, приобретенные детьми навыки работы со схемами будут способствовать развитию их пространственного мышления, что значительно облегчит зрительно-пространственную ориентировку и представление об окружающем пространстве расширятся. Дети овладеют навыками свободного самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне), но и в незнакомом замкнутом пространстве. Используемая литература:
Учитель-дефектолог Шмелева Людмила Леонидовна | |
Просмотров: 116 | |
Всего комментариев: 0 | |