Вторник, 16.07.2024, 13:39
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей

Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения\Л. Л. Шмелева

При обучении детей с нарушением зрения разнообразные средства наглядности применяются в значительной большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире, без каких – либо специальных условий. Причем 90% этой информации – зрительная.

Ребенок, имеющий зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное  чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно.

В обучении детей с нарушением зрения мы, в детском саду, используем наглядный материал разных видов.

1.Натуральные наглядные пособия: предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые подбираются специально для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий.

Работа с натуральными наглядными пособиями способствует формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала. Наиболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит на целевых прогулках  и экскурсиях. Наблюдая мы с детьми изучаем реальные объекты или явления природы в непосредственной близости, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств.

При ознакомлении детей с программным материалом по темам: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Посуда» и т.д. в качестве наглядности обязательно предъявляем натуральные предметы. После тщательного изучения их свойств - мягкость, твердость, упругость, запах, вкус,  можно перейти к муляжам, моделям, игрушкам, изобразительной наглядности.

В некоторых ситуациях, когда невозможно представить  детям для обследования натуральные предметы, например, при изучении темы «Транспорт», «Животные жарких стран», «Животные Севера» т.д., сначала демонстрируемт модели, игрушки, обследуем и обыгрываем их. Это позволяет детям с низкой остротой зрения позже – при наблюдении реальных объектов на экскурсии, в зоопарках, музеях – узнавать их даже на некотором расстоянии.

Натуральные предметы широко использользуются в качестве раздаточного материала на различных занятиях. Например, на специальных коррекционных занятиях при обучении детей приемам осязательного обследования, при обучении детей счету, составлению задач и т.д.

2.Объемные наглядны пособия: муляжи, чучела животных, птиц, модели, макеты, геометрические тела.

3.Дидактические игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда, транспорт, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и.т.

4.Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа-, кино-, видеоматериалы, плакаты.

5.Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы.

6.Сиволические наглядные пособия: исторические, географические, биологические карты.

7.Рельефные наглядные пособия включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность, рельефно-точечные барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные рельефным образом.

Правильный подбор и методически грамотное преподнесение наглядности поможет детям  раскрыть качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала. Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной доступной форме.

учитель-дефектолог Людмила Леонидовна Шмелева

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (23.11.2021)
Просмотров: 153 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]